«В Карачаево-Черкесии должна быть здоровая оппозиция»

Председатель фонда «Къарачай» Хасан Халкечев считает, что общественная деятельность карачаевцев находится на нулевом уровне В последние годы общественная деятельность карачаевского народа находится в затишье. Деятельность ряда карачаевских объединений прекратилась с созданием возглавляемой представителем власти организации «Къарачай Халк Тёре», которая за время своего существования отличилась тем, что провела пару мероприятий при поддержке руководства КЧР.

Международный общественный деятель, член Совета тюркских лидеров, председатель Карачаево-Черкесского общественного фонда «Къарачай» Хасан Халкечев в интервью порталу «ПОЛИТКА09» рассказал о проблемах карачаевского народа.

Хасан Ханафиевич, какие проблемы стоят сегодня перед карачаевским народом?

Проблемы карачаевского народа неразрывно связаны с проблемами всех россиян, но в зависимости от региона имеют свои особенности.

Вот лишь некоторые из них: высокий уровень безработицы; низкая оплата труда по сравнению с остальными регионами РФ и даже  СКФО; недопустимо низкий уровень медицинского обслуживания. Многим жителям КЧР приходится обращаться за медицинской помощью в такие соседние регионы, как в Ставрополь, Астрахань и другие.

Как вы охарактеризуете темпы развития карачаевского народа в разных областях? Есть ли какие-то прорывы?

В целом крайне отрицательно. Приведу конкретное сравнение между двумя очень близкородственными по языку и культуре народами.

Карачаевский народ вернулся из четырнадцатилетней депортации в 1957 году и имеет  форму государственности в статусе национальной республики, является субъектообразующим этносом КЧР, более того, доминирующим по численности.

Крымско-татарский народ лишь частично вернулся  в 1989 году после 45 летней депортации. В составе Украины не имел своей автономии, являлся считался просто «населением» этой страны. Сейчас крымские татары являются населением РФ, абсолютным меньшинством  Республики Крым.

Что же есть у них, чего нет у карачаевцев?

У крымских татар издаются 7 негосударственных газет на родном и русском  языках, 7 журналов международного формата высочайшего качества, как в плане полиграфии, так и по содержанию. У крымских татар есть своя национальная типография, своё книжное издательство, национальная библиотека, национальный театр, круглосуточное радиовещание на родном языке, телевизионный канал на родном языке; детский телевизионный канал на родном языке, 4  хорошо оснащённые  школы- интерната, где уроки преподают на четырёх языках — крымско-татарском, русском, украинском и английском.

В Государственном Крымском Инженерно-Педагогическом Университете имеются кафедра крымско-татарского языка, кафедра крымско-татарской литературы, кафедра турецкого языка.

У карачаевского народа есть единственная газета «Къарачай» с периодичностью 2 раза в неделю, главным редактором которой является разжигающий национальную неприязнь человек, профессиональные и этические качества которого вызывают вопросы. Главный редактор газеты  имеет все финансовые привилегии, вынуждая жить сотрудников газеты на мизерные зарплаты.

Как в такой ситуации можно говорить о качестве газеты? И почему наш Министр по делам национальностей, печати  и средствам массовым коммуникациям не обладает той властью, которой наделен по закону, раз он этот вопрос не решает?

Карачаевцы – единственный народ в России с численностью более 200 тысяч человек, не имеющий своего журнала.

По сравнению с крымскими татарами, у карачаевского народа есть жалкие минуты на ТВ и радио на родном языке, своего (негосударственного, как у крымских татар) здания театра у нас нет.  А типографии и издательства в полном смысле этого слова вообще нет в общем в КЧР, все книги и газеты издаются через Ставропольский край и иные регионы.

В отношении преподавания родного языка также нет никакого развития. В КЧГУ для двух тюркских народов — карачаевцев и ногайцев — есть одна кафедра  по языку и литературе.

 Не считаете ли Вы, что сейчас общественная деятельность карачаевцев находится на слабом уровне?

Я бы сказал, на нулевом уровне.

 Но ведь была создана организация «Карачай Халк Тёре». Вас смущает то, что ее возглавляет ее представитель власти (вице-спикер Народного собрания КЧР Руслан Хабов)?

Это должно быть недопустимо.  Глава государства Владимир Путин всегда настаивает на том, что в стране должна быть здоровая оппозиция, что является нормой во всём цивилизованном мире.  Организация «Къарачай Халкъ Тёре» не сумела стать Высшим Представительным Органом карачаевского народа. Она по изначальной запланированности и не могла быть таковой.

По всеобщему  мнению, эту организацию не создавали в народе, как в своё время создавали «Джамагат» и «Тёре», деятельность которых позже свелась к нулю.

За три года своего существования «Къарачай Халкъ Тёре» не позаботились не только о выпуске журнала на родном языке, но, хотя бы о том, чтобы отправить на пенсию Хусея Какушева с поста редактора нашей единственной газеты, потерявшей свой  читательский облик.  Из соучредителей этой  организации трудно найти человека не только выписывающего газету «Къарачай», но умеющего  вообще читать на родном языке.

Я считаю, что ответственность за эту ситуацию лежит полностью на руководстве КЧР. Организация «Къарачай Халкъ Тёре» совершенно не способна реализовать хоть часть достигнутого крымско-татарским народом.

По Вашему мнению, достаточно ли чтится память карачаевцев, депортированных при «сталинском режиме»?

Мы благодарны руководству Российской Федерации за Законы о реабилитации и  документы по их исполнению. Все наши требования направлены к руководству КЧР, которое не может, и более того, неспособно в нынешнем составе создавать нормальные жизненные условия для населения  республики наравне, например, со Ставропольским краем.

Как вы считаете, какие мероприятия должны проводиться в память о жертвах депортации?

Мероприятий, проводимых руководством РФ и Союзом репрессированных народов России, достаточно.

Какие проблемы сегодня есть у карачаевской молодежи, как они решаются?

Проблемы карачаевской молодёжи в целом едины с проблемами всей молодёжи КЧР. Это безработица. Получив диплом и даже желая пасти скот, очень трудно найти работу.

В национальном плане проблема заключается в негативном отношении «родной номенклатуры» к нашим языкам – в течение последних лет почти не издавались школьные учебники на родных языках  народов КЧР. Руководство республики экономит на учебниках, скорее всего, не придает значения языкам народов КЧР.

Беседовал Петр Коренчуков       http://politika09.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *