Грузия как плацдарм (одно из мнений)

По мнению Давида Дарчиашвили, США продолжат процесс интеграции Грузии в НАТО и обеспечат режим наибольшего благоприятствования в экономических вопросах. Однако он отметил, что теперь многое будет зависеть от правящей партии «Грузинская мечта» и премьер-министра Бидзины Иванишвили.«Очень надеюсь, что у него не возникнет желания отойти от той линии во внешней политике, которая сложилась после “революции роз”. Однако, к сожалению, анализируя деятельность Иванишвили, я не могу с уверенностью сказать, есть ли у него желание отказаться от прежнего формата отношений с США или нет. Время покажет», – заявил Давид Дарчиашвили.

По мнению Гелы Васадзе, премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, какими бы ни были его убеждения, не отойдет от сотрудничества с США:«Перед Бидзиной Иванишвили встает вопрос о том, как он сможет воплотить в реальность свои предвыборные обещания, среди которых и подъем экономики, и интеграция в НАТО и в Европейские структуры, а так же возвращение Абхазии и Южной Осетии, при установлении с Россией добрососедских отношений.

Последнее обещание – возвращение Абхазии и Южной Осетии путем установления добрососедских отношений с Россией – просто нереалистично. Но именно невозможность выполнить это обещание опять толкает власти Грузии в объятия к Соединенным Штатам»,– говорит Гела Васадзе.

Экс-депутат парламента Грузии Леван Пирвели тоже считает, что, если рассмотреть стремления сегодняшней политической элиты Грузии и сегодняшней американской элиты, то станет ясно: на данном этапе никаких изменений в отношениях между Грузией и США не предвидится. И команда Саакашвили, и команда Иванишвили – проводники одного и того же курса во внешней политике.

Пирвели также подчёркивает, что обещания Иванишвили носят взаимопротиворечащий характер. С одной стороны, говорит о необходимости вступления в НАТО, о том, что США – это главный стратегический партнёр, и Грузия ни за что не сменит этот курс. С другой стороны, надеется на потепление отношений с Россией. Это, по мнению Пирвели, противоречит логике вещей. Получается, что заявления Иванишвили насчёт налаживания отношений с Россией декларативны.

Гела Васадзе полагает, что построить отношения с США с чистого листа, не учитывая работу, проделанную Михаилом Саакашвили, уже не получится: «Какое преимущество было в этом отношении у команды Саакашвили? Первое: была однозначная ориентация на США – иногда с большим перекосом, что не очень хорошо, как я считаю. И второе: кто бы ни был президентом – Буш или Обама (хотя важен не столько Обама, сколько Байден, который занимался грузинскими делами) – все прекрасно понимали: Грузия – стратегический партнер США, Грузия – плацдарм цивилизационного (а не только политического) влияния США на Кавказе. Это очень важный момент с точки зрения того, будет ли вообще завтра Запад присутствовать на Кавказе», – считает Васадзе.

При этом, по мнению Гелы Васадзе, во «влиянии США» заинтересован сам Кавказ:«Запад может запросто сказать: не хотите – не надо. Но что после этого будет с Кавказом?». Васадзе считает, что без поддержки Запада туго придется не только Грузии, но и другим странам Южного Кавказа – Азербайджану и Армении, которые столкнутся с «монопольным влиянием России» как в политике, так и в экономике.

Ивлиан Хаиндрава также указывает, что сама Грузия больше заинтересована в присутствии Запада и США на Кавказе, нежели американские политики:«Всё-таки, здесь пролегает граница интересов Запада, и хочется, чтобы российские войска не стояли на ней, чтобы через нас не проходили каналы траффика. Чтобы избежать этого и многих других нехороших вещей, надо соблюдать какие-то отношения», – заявил Хаиндрава «Кавказскому узлу».

Гела Васадзе также указывает, что во взаимоотношениях между Грузией и США Вашингтон всегда предоставлял Тбилиси свободу действий. «Это большое заблуждение, будто существует “вашингтонский обком”, который якобы дает ЦУ Грузии», – считает Гела Васадзе.

При этом эксперт указывает, что во взаимоотношениях между Грузией и США нет коммерческого интереса, поскольку, вопреки расхожему мнению, Грузия отнюдь не находится на финансовом крючке США, да и сами Соединенные Штаты отнюдь не предлагают Грузии никакого финансового крючка: «В чем заключается влияние США вообще? Первое – в том, что военно-политический авторитет США является гарантом безопасности и суверенитета Грузии.

А вторая вещь более приземленная, но не менее важная: Грузия является партнером США, обеспечивает ей режим наибольшего благоприятствования в тех же международных финансовых организациях, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский и Европейский банки реконструкции и развития. И так далее. Это обеспечивало серьезные преференции Грузии в осуществлении значимых проектов», – говорит Гела Васадзе.

В качестве примера Васадзе привел строительство автобана Батуми–Ереван–Персидский залив.«Я не думаю, что если бы Грузия просто обратилась в Европейский банк реконструкции и развития, то он принял бы решение о своем участии в финансировании такого проекта. При этом официально США не имеют к Азиатскому банку реконструкции и развития никакого отношения», – подчеркнул Гела Васадзе.

НАТО

Сотрудничество Грузии с США по линии НАТО, по мнению многих экспертов, является наиболее успешным. При этом многие отмечают, что перелом в этих отношениях стал очевиден во время Чикагского саммита НАТО в мае 2012 года. Согласно итоговой резолюции этого саммита, в 2014 году будет рассмотрен вопрос о вступлении в альянс Грузии наряду с балканскими странами.

Месяцем позже во время своего визита в Грузию госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о том, что ее страна начинает программу усиления обороноспособности Грузии. В подтверждение этих слов Клинтон передала грузинским вооруженным силам два катера береговой охраны, оборудованные специалистами США новейшей военной и навигационной техникой.

По мнению Александра Рондели такой резкий поворот во взаимоотношениях был обусловлен фактором России:«После войны 2008 года США придерживались такой политики: они не принимали Грузию в НАТО, не предоставляли Плана действительного членства, а взамен этого Россия гарантировала безопасность Грузии и невмешательство в ее внутренние дела. Но, судя по всему, этот баланс был нарушен, и в ответ на некоторые действия России США решили более активно содействовать североатлантическим устремлениям Грузии», – говорит Александр Рондели.

Разные эксперты по-разному отвечают на вопрос о том, что могло послужить для США сигналом к изменению своей позиции и способствует теперь вводу Грузии в НАТО. Однако большинство склоняется к двум версиям: опасения США по поводу того, что недавно появившийся в грузинской политике Бидзина Иванишвили проводит интересы Кремля, и учения “Кавказ-2012″, в которых приняли учения не только части РФ, но также и подразделения Абхазии и Южной Осетии. Фактически, с точки зрения США, это означало проведение военных маневров на территории Грузии, что не могло не вызвать соответствующей реакции.

Однако, по мнению Лидера партии «Свободная Грузия» Кахи Кукава, Соединенные Штаты вполне могут отказаться от своего решения включить Грузию в число стран-аспирантов НАТО. Кукава подчёркивает: «И на чикагском саммите, и до этого – на бухарестском и на стамбульском саммитах – звучали политические заявления о том, что Грузия будет принята в НАТО. Но я не думаю, что реально планировалось принять Грузию в НАТО».

Как отмечает Кукава, вдобавок ко всему, у США и других стран-участниц альянса теперь появилась уважительная причина для того, чтобы отказаться принимать Грузию в НАТО: «7 ноября был арестован Начальник генерального штаба Грузии. Это лишний раз свидетельствует о том, что грузинская армия далека от тех стандартов, которые предъявляет своим участникам Организация Североатлантического договора», – заявил «Кавказскому узлу» Каха Кукава.

Ранее о том же заявлял Давид Бакрадзе, вице-спикер парламента, один из лидеров партии «Единое национальное движение».

Действительно, проблема генерального штаба – одна из ключевых в процессе продвижения Грузии к Североатлантическому альянсу. По стандартам альянса генеральный штаб должен быть независимой структурой, отделенной от министерства обороны, а по возможности – и от государства. Назначает начальника генштаба лично президент, и президент же может снять его с должности или приостановить его полномочия. То, что прокуратура смогла арестовать начальника генштаба в обход решения президента, по мнению ряда экспертов, может стать в глазах НАТО достаточно серьезным аргументом против Грузии. Тем более что министр юстиции Тея Цулукиани – однопартиец с Министром обороны Ираклием Аласания.

Впрочем, по мнению военного эксперта и редактора журнала «Арсенали» Ираклия Аладашвили, заявления Кукава и Бакрадзе носят исключительно политический характер.

«Это не станет препятствием по продвижению Грузии в НАТО», – считает Ираклий Аладашвили.

Российский политолог Андрей Рябов скептически относится к позиции Обамы по поводу членства Грузии в НАТО: «Речь не идет о том, что эта администрация стремится “замотать” вопрос о вступлении Грузии в НАТО. Но, если она останется, то, сохраняя вопрос на повестке дня, она, скорее всего, постарается перебросить его своим последователям. То есть ни в коей мере никто не говорит “нет”. Но, поскольку приоритеты нынешних властей США лежат в других областях, и к тому же грядет 2014 год, а это – проблема выхода из Афганистана, и там, несомненно, появляется интерес к сотрудничеству с Россией, то, скорее всего администрация Обамы, не захлопывая дверь, предпочтет оставить  проблему по приему Грузии в НАТО в наследство своим преемникам», – приводит слова Рябова «Кавказский узел».

Зураб Ткемаладзе считает, что скорость движения Грузии в НАТО зависит не только от желания Грузии и США. «В этом вопросе надо считаться и с другими государствами, в том числе с ближайшими соседями, с Россией. У России тут позиция отрицательная, но в каком-то смысле и Россия движется в сторону НАТО, ведёт переговоры. НАТО в целом необходимо реформировать», – сказал Ткемаладзе «Кавказской политике».

Экс-депутат парламента Грузии Леван Пирвели в принципе сомневается в фактической возможности вступления Грузии в НАТО. Пирвели считает, что это вступление не зависит ни от какой демократизации Грузии и вообще от Грузии. Разговор о вступлении в НАТО носит, по его мнению, декларативный характер.

«США и Турция заинтересованы в своём военном присутствии в Грузии», – подчёркивает Пирвели. – Для Турции Грузия – это базис для укрепления своего влияния. Турции нужен военный коридор через Грузию. Турцией сделаны большие практические шаги в этом направлении. Все аэродромы в Грузии давно принадлежат туркам. Есть эти неизменные стремления США и Турции к военному присутствию и контролю на территории Грузии».

При этом, как отмечает Пирвели, населению Грузии всё преподносится иначе: «Говорят так: Грузия – это свободная страна, НАТО – оборонительный блок. Каждая страна имеет право выбирать, в какой блок входить. Поэтому это суверенное право Грузии, это желание Грузии, а у НАТО есть право принимать того, кто хочет.

Специально преподносится такая картинка, что грузинское население путает вступление в НАТО со вступлением в Евросоюз. Это кажется почти равнозначным.

А если сегодня при реально антитурецких настроениях в Грузии Турция скажет: “Ребята, вы нам нужны, чтобы мы здесь разместили свои военные базы”, а США скажут: “Ребята, вы будете нашими базами, аэродромами и госпиталями”, – это вызовет абсолютно другую реакцию. И перед лицом мирового сообщества такое нельзя заявить».

Между тем, европейские страны, по оценке Пирвели, не хотят видеть Грузию в НАТО, потому что в последние годы Грузия является абсолютным сателлитом США. Если Грузия будет в НАТО, то у США появится рычаг для затаскивания НАТО в те войны и конфликты, в которых Германия и Франция не хотят участвовать. Это, в первую очередь, возможное противостояние с Россией.

«По большому счёту, вступление Грузии в НАТО не нужно и самим США, – рассказал Пирвели “Кавполиту”. – Лучше иметь полноценный плацдарм, чем плацдарм, зависящий от общих решений НАТО, где каждая страна имеет право вето. Зачем отдавать в общую копилку то, что завоёвано только тобой?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *