Грузия как плацдарм

Как считает Каха Кукава, несмотря на то,что у американских демократов сложился имидж приверженцев мирных инициатив, перед президентом Бараком Обамой в ближайшие четыре года может стать необходимость силового вмешательства в Иран. В этом случае, по мнению Кахи Кукава, власти Грузии могут вполне пойти на то, чтобы предоставить территорию страны под военные базы США или других стран, которые будут заняты в военной операции в Иране.

«Такая инициатива была бы вполне вероятна при прежнем правительстве Михаила Саакашвили, тем более что и спикер предыдущего парламента Грузии Давид Бакрадзе заявил, что на самом деле Грузия не останется безучастной, если США вторгнутся в Иран. Нынешнее правительство Бидзины Иванишвили придерживается менее агрессивной риторики, однако и от них это можно ожидать», – считает Каха Кукава.

По мнению Кукава, о таких намерениях Грузии свидетельствует то, что министр обороны Грузии Ираклий Аласания сам неоднократно высказывал одобрение по поводу увеличения контингента грузинских войск в Афганистане. Кроме того, по мнению Кукава, на самом деле и «Грузинская мечта», и Единое национальное движение,выступая за участие в военных операциях в Ираке и Афганистане, искали таким образом свою легитимацию у Запада.

«У Грузии нет никаких стратегических интересов в Афганистане, поэтому после вывода из Афганистана власти Грузии потеряют интерес для Запада», – говорит Каха Кукава.

Другие эксперты считают: нет оснований полагать, что Грузия предоставит свою территорию для военных баз. Отмечают, что у Грузии нет общей границы с Ираном, так что размещать на ее территории Войска или авиабазы было бы неразумно.

Эксперт-кавказовед Мамука Арешидзе, который представляет коалицию «Грузинская мечта», считает:«Не надо забывать, что военные строения остаются в Ираке, так что с точки зрения логистики – доставки грузов, передвижения войск – целесообразнее использовать Ирак, нежели Грузию».

Такого же мнения придерживается и политолог, эксперт грузинского Института стратегических и международных исследований Каха Гогиашвили. Он полагает, что гораздо удобнее было бы переправлять вооружение и живую силу в Иран через страны Персидского залива:«В Персидском заливе у Запада вполне достаточно сил – там постоянно находятся американские авианосцы, структуры НАТО. Я не думаю, что при каком-либо сценарии США решились бы на наземные операции в Иране, так что в Грузии нет смысла создавать американские военные структуры», – приводит слова политолога Кахи Гоголашвили “Кавказский узел”.

Однако экс-депутат грузинского парламента Леван Пирвели считает, что с использованием Ирака могут быть проблемы.

«У американцев есть сложности в окружении Ирана, – рассказал Пирвели «Кавказской политике». – Пакистан и Ирак нестабильны. Азербайджан – шиитское государство. Турция тоже будет воздерживаться от того, чтобы удары по Ирану наносились с её территории. Значит, Грузия – оптимальный плацдарм для США для будущих войн в регионе».

Пирвели также подчеркнул: «Я считал и считаю, что конфликтная ситуация на Кавказе до середины сентября накалилась, но потом был выпущен пар – скорее всего, американцами. Пока Сирия является серьёзным препятствием для экспансионных действий США, развёртывания их в Иран. Американцы надеялись, что вопрос с Сирией будет решён задолго до их выборов, и можно будет ставить уже новые цели, такие, как Иран. Но Сирия продержалась».

«После иранской войны, если она произойдёт, никто с Кавказа не уйдёт. Ведь это подбрюшье России. Речь пойдёт уже о северном векторе удара с этого базиса», – добавил Пирвели.

Заключение

Мы видим, что, хотя эксперты расходятся в оценках перспектив вступления Грузии в НАТО, большинство из них едины в том, что после победы «Грузинской мечты» на выборах в Грузии и Обамы на выборах в США курс на сотрудничество между Грузией и США не изменится. При этом не исключается, что новые власти смогут найти даже лучшее взаимопонимание с администрацией демократов, чем Саакашвили, который тяготел к республиканской партии США.

Главное направление грузинско-американского сотрудничества – это военная помощь и военное присутствие США в Грузии, которое одни эксперты называют «гарантией безопасности и суверенитета Грузии благодаря военно-политическому авторитету США», а другие – «созданием США плацдарма для ведения войн в регионе». Так или иначе, это совсем не то, чего желала бы Россия. Речь не идёт о действительных улучшениях отношений Грузии с нашей страной и возможности реального партнёрства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *