Память или вандализм

В Черкесске оскверняют память о великом поэте Александре ПушкинеВ пору студенчества, в конце 50-х годов прошлого века, мне довелось посещать кружок любителей поэзии при краевой газете «Молодой ленинец». Вёл его известный на Ставрополье поэт Владимир Гнеушев. Теперь уже таковые не практикуются. На занятиях мы обсуждали различные аспекты «поэтического ремесла», рассматривали слабые и сильные стороны стихов именитых и не именитых поэтов, читали и разбирали по косточкам свои стихи, отмечая их достоинства и недостатки.

А в общем, учились делать стихи. В 1959 году по стране широко отмечался 160-летний юбилей рождения А.С. Пушкина.

Наш руководитель 6 июля (дата рождения поэта) дал нам задание: изложить в стихах на русском по подстрочному переводу стихотворение казахского поэта Бекхожева «Голос России». Оно «о женщине с именем Татьяна, о Пушкине, который в казахскую степь, словно к братьям пришёл и русскую душу, как двери в свой дом перед нами раскрыл». На всё про всё руководитель дал два часа, чтобы мы, каждый по-своему, справился с заданием, не уклоняясь от смысла подстрочного текста. Стихотворение объёмное, в дюжину строф, и вложиться хорошими стихами в такой отрезок времени не сумел никто. Да и не ожидал этого от нас руководитель и наказал доработать стихи дома.

Позже, каждый получил оценку. Я за своё, в целом – удостоился оценки средней, но за концовку – отлично. С тех пор прошло более чем полувека. Стихотворение где-то затерялось, но концовка эта сохранилась в памяти моей на всю жизнь:

Нет Пушкину равных в России поэтов,

Творенья его превозмочь чтоб смогли.

Как нет на планете прекраснее этой,

Нам Пушкина давший, Российской земли.

И справедливо Пушкина называют «поэтом всех поэтов русских», и, безусловно, «Пушкин – солнце русской поэзии».

Но, скажу по себе, если солнце восходит и заходит, то Пушкин как запал в душу каждого из нас с детства, так и остался навсегда. И благодарный народ России, да и не только российский, в честь Его назвал тысячи улиц и проспектов городов, деревень, библиотек, учреждений культуры, искусства, образования, отобразил в полотнах мастеров кисти и памятниках знаменитых зотчих.

Лучший из них стоит на Тверском бульваре Москвы, с вдохновенным, пытливым взором, созданный (в 1880 году) выдающимся русским скульптором А.М. Опекушиным. Памятник, который, как нельзя лучше, формирует в сознании людей сущность гения: мудрость, полёт мысли, достоинство и вдохновение.

Четыре-пять лет назад был поставлен памятник Пушкину и в Черкесске, в переулке Одесском. Но не вызывал таких признаний и чувств этот памятник, потому что в нём совершенно не присутствует Пушкин: не только отсутствием вдохновения, порыва, полёта мысли! Это какой-то индус или эфиоп. Нет даже наружного сходства, кроме бакенбардов. И, спохватившись, видно, автор неспроста полностью подписал Александр Сергеевич. Не инициалы, видишь. Он, видно, предполагал, что возникнут сомнения. И действительно, увидев впервые, я засомневался, но, вчитавшись снова, поверил: «Ага, значит точно, Пушкин».

И сомневался, оказалось, не я один. Спустя некоторое время, в газете «День республики» появилась статья и фото этого «творения». Автор статьи выражал коллективное мнение, писал о ненужности такого Пушкина горожанам.

Как стало известно, в пресс-службу мэрии Черкесска поступали такие пожелания от жителей города и в дальнейшем. И вот в этом году на Одесском переулке Пушкина не стало. Но он объявился в другом месте. В той же газете от 18 июля 2015 года в статье от пресс-службы мэрии сообщалось: «Памятник Пушкину получил новую прописку», в которой начальник отдела ЖКХ мэрии Валерий Камурзаев поведал: «Вопрос о переносе памятника А.С. Пушкину из сквера, расположенного по соседству с остановкой «Тургеневская», поступил в мэрию Черкесска от местных жителей ещё осенью 2014 года – сразу после объявления о предстоящей реконструкции этой зоны отдыха».

«В качестве нового места расположения объекта — пишет далее Валерий Русланович, — предлагался парк культуры и отдыха «Зелёный остров». С открытием там детской аллеи «Лукоморье» — с фигурами персонажей пушкинских сказок. Этот вариант показался инициаторам переноса более подходящим. Уместно спросить: «более подходящим», чем: убрать с глаз подальше? (примеч. автора).

«Предложение было озвучено в СМИ, после чего желающие смогли высказать все «за» и «против» в письмах руководству мэрии города Черкесска, в том числе на сайте Cherkessk09.ru. Подавляющее большинство откликнувшихся (не мешало бы указать, какое большинство? — прим. автора) «высказалось за перенос памятника Пушкину к «Лукоморью», но с условием, что на освободившемся месте должен появиться памятник И.С. Тургеневу — соседство с одноимённой остановкой обязывает.

Власти к мнению граждан прислушались. В связи с этим памятник Пушкину был демонтирован и перевезён в парк «Зелёный остров». На месте демонтированного объекта, впоследствии, будет установлен памятник Тургеневу. В парке «Зелёный остров» памятник установили по правую сторону от входа в сказочную аллею «Лукоморье».

«Памятник очень тяжёлый», — пояснил заместитель директора парка Науруз Байрамуков (около 9 тонн), — это осложнило его транспортировку. При демонтаже пришлось отделить его от постамента и доставить в наш парк по частям. Также он отметил, что многие посетители парка уже одобрительно восприняли появление Пушкина на аллее «Лукоморье», куда он гармонично вписался».

И газета приводит снимок — фальшивый демонтаж — Пушкин на фоне сказочных героев ворот «Лукоморья». Да не «вписался» он. На самом деле втиснули его за эти ворота, по соседству с хозпостройками. Его и не заметно вовсе. Возможно, и к лучшему даже! Нельзя не заметить, что при демонтаже и переносе памятника на остров, он явно потерял в весе брутто (на треть) и ростом стал ниже, что приблизило «Пушкина» ко взорам и обнаружило изъяны, которые не замечались, когда постамент был на метр выше. Теперь заметнее в этом объекте не только отсутствие духовности и схожести поэта, но и гармонии и соответствия органов по законам анатомии.

Создаётся впечатление, будто фрагменты поэта соорудили по-отдельности, а потом соединили и поставили стоять какой-то колодой, которая совсем не убеждает и не отражает содержание замысла: туловище само по себе, голова сама по себе, а книга вообще с боку припеку. А ноги!? Это же жерди, величины непомерной. И скрещены они так одна на другую, как скрестить нормальный человек не сможет. При таком перехлёсте ног, носок верхней ноги должен быть на четверть метра выше от пола, а он почти вровень. И не носило такой обуви сословие Пушкина (тем более летом), в какую обрядил его автор памятника: башмаки такие, какие и бомжи теперь не носят. В таких башмаках его бы ни в один порядочный дом не пустили.

Не понравился взрослым этот «Пушкин» на Одесском. Решили спровадить его на остров. Детям! И такого Пушкина мы навязываем им с малого возраста! И он будет формировать у ребятишек лжеобраз лучшего поэта России. (Памятник перенесли в игровую зону, где играют дети,  за короткое время на памятнике облупилась краска, что сравнимо с вандализмом — прим. редакции, см.фото).

Не хотелось бы в назидание но придётся, и в их адрес, и в адрес автора скульптуры, привести откровение И.С. Тургенева.

«Я – ученик Пушкина, — говорил Тургенев. — У меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина. Теперь мне 61 год. Много вещей уже написано; но и всякий раз говорил себе: нет, ещё рано, вот напишу что-нибудь получше… И так до сих пор не нашёл ничего достойного его памяти».

Какая великая скромность великого писателя слова! Мне не удалось узнать ни имени, ни фамилии автора «нашего Пушкина». Но, по-моему, он не созрел для такой чести представлять Пушкина: недоработанным, сырым, бессодеражательным, непохожим…

В этой связи удивляет та поспешность, с какой собираются поставить на Одесском переулке на месте снесенного памятника Пушкину памятник Тургеневу.

Пресс-служба мэрии сообщила, что в 2016 году уже будет стоять памятник Тургеневу на Одесском, во весь рост. «Да нет, — уточнил по телефону начальник отдела ЖКХа мэрии Валерий Камурзаев, — уже к Новому году планируем поставить». Во как! В июле – заказ, к декабрю – готово! Отчего это такой подкупающий энтузиазм?! Это что: «мальчишке с Малой Бронной» памятник…во двор дачного участка?! Это же памятник великому мастеру слова России. Подумать только! Не на три дня, не на десяток – на сотни лет памятник! Во славу и на радость людям. На видное место города.

К чему такая спешность? Почему это решается келейно, то ли начальником отдела ЖКХа мэрии, то ли ещё кем-то, а не экспертным советом, законодателями города, республики, министерством культуры, наконец?! Столица ведь! Как нельзя кстати, в нашей газете «День Республики» от 23.09.15 года была опубликована статья о той взыскательности и ответственности, с какой был отобран и возведён в этом году монумент – статуя князей Рюрика и Олега в городе Ладога – древней столицы Руси. Автор значимой для всей России скульптуры – петербургжский скульптур Олег Шаров, родившийся и выросший в Карачаево-Черкесии. Творческий путь Олега сложился в культурной столице России, где он сейчас живёт и работает.

Что поучительно в статье «Над рекой Волхов». Решение о возведении памятника было принято в 2012 году во время торжественного празднования 1150-летия зарождения российской государственности. Тогда же объявили конкурс проектов, на котором представили свои работы 38 скульпторов. Конкурсная комиссия из художников и архитекторов, а также экспертный совет во главе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко присудили первое место макету петербургского скульптора, нашего земляка Олега Шарова…

Фрагмент за фрагментом, замысел автор воплотил в камень. В конце декабря 2013 года он представил уже окончательный макет своего монумента экспертному совету. Доработал. И (только!) в 2015 году монумент установили на высокой точке берега реки Волхова…

У нас же – подход иной. У нас, похоже, проведён отбор и конкурс одного скульптора, фамилию которого, как и стоимость установки скульпторы, и заказчика, назвать руководитель пресс-службы мэрии почему-то воздержалась, сославшись на большую занятость.

Нельзя, нельзя снова допустить, чтобы вместо одной поделки появилась другая. Надо не с бухты-барахты решать, а объявить конкурс, выбрать лучший памятник и при этом не обойти мнение горожан.

Виктор Сыромятников

http://politika09.com/kultura/pamyat-ili-vandalizm/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *