Уроки мультикультурализма от Баку

В интервью КАВПОЛИТу исполнительный директор Бакинского международного центра мультикультурализма Азад Мамедов рассказал о том, как азербайджанская общественность воспринимает конфликт России и Турции, наблюдается ли рост националистических настроений у азербайджанской общественности и что стоит за идеей властей объявить 2016-й Годом мультикультурализма.

— Как в Азербайджане реагируют на разрастающийся конфликт России и Турции, проявляющийся в первую очередь на сирийском театре действий?

— Без преувеличения скажу, что этот конфликт отозвался болью в душе азербайджанского общества, поскольку два великих наших соседа с богатейшей культурой, историей и потенциалом влияют на обстановку не только в регионе, но и в мире.

Бесспорно, народы России и Турции нам одинаково дороги, ибо нас связывает многое в истории, духовной сфере, наконец, мы сообща занимаемся реализацией масштабных совместных планов.

Досадного недоразумения, послужившего причиной российско-турецкого конфликта, конечно же, можно было избежать. К сожалению, оно произошло. Наша страна граничит с двумя этими государствами, и от того, как складываются отношения между Россией и Турцией, зависит судьба многих процессов, в которых задействован и Азербайджан.

Мы знаем, как в прошлом два государства поддерживали друг друга. Пример недавнего прошлого: Анкара отказалась поддерживать санкционную политику Запада в отношении Москвы.

С другой стороны, и Россия, и Турция, являясь состоятельными и сильными субъектами, реально влияют на ход геополитических процессов на евразийском пространстве и на глобальном уровне. И если принять во внимание, что Кавказ, где завязаны интересы многих стран, еще не использовал всех своих коммуникативных возможностей, то напряжение в отношениях Москвы и Анкары и вовсе вызывает озабоченность.

В Азербайджане надеются на скорое урегулирование конфликта без использования силовых механизмов и никак не желают эскалации напряженности. Вся надежда на дипломатию, только она сможет найти наиболее безболезненные механизмы скорейшего разблокирования кризиса, чтобы, наконец, были нейтрализованы обиды и претензии.

Думаю, новые инициативы в этом направлении обязательно возымеют рациональное воздействие.

— Многие российские эксперты пишут о расколе общественного мнения в Азербайджане, что особенно видно на примере постов в социальных сетях. Отмечается рост солидарности с Турцией…

— Не могу согласиться с мыслью, что эта проблема расколола азербайджанское общество или же напрямую играет против интересов какой-либо из сторон. Это естественно, что в стране имеется протурецкий пласт, точно так же есть и пророссийский пласт, и они никак не вынашивают планов конфронтации друг с другом.

Симпатии в отношении одной или же другой стороны – это личное дело каждого человека. Совершенно верно подмечаете, что в социальных сетях иногда разворачиваются ожесточенные дискуссии, создаются сообщества в пользу каких-то идей.

Примечательно, что в ходе прений вырисовываются довольно рациональные выкладки, причем срединного, я бы сказал, примирительного характера. Они даже могли бы послужить посреднической основой в плоскости урегулирования спора.

Полагаю, что ничего странного и предосудительного в этом нет.

— С чем связана инициатива президента Азербайджана объявить 2016-й Годом мультикультурализма? Какие задачи ставит государство в отношении общества, инициируя такие меры?

— Азербайджанское общество исторически является мультикультуральным. Мне кажется, что эта инициатива связана с твердым намерением не только сохранить ценное завоевание, но и упрочить основы имеющейся размеренности и атмосферы единения. Неслучайно Азербайджан – это страна, где полиэтничность и поликонфессиональность были и остаются нормой.

Сегодня, когда в мире мы наблюдаем стремительный рост числа конфликтов на почве национальной нетерпимости, расовых трений и межконфессиональных распрей, приходится еще раз воздавать должное тому, что мир в нашем многонациональном доме – есть еще и гарантия стабильности на будущее. И инициатива Ильхама Алиева недвусмысленно подчеркивает, что надо не только дорожить этим благом, но и создавать новые запасы прочности.

Но в данном контексте есть очень примечательный момент. Наш народ накопил огромный позитивный опыт решения межнациональных и межконфессиональных вопросов. Многие наработки, рационально зарекомендовавшие себя в предыдущие времена, используются во взаимоотношениях между представителями шиитской и суннитской общин, между ними и представителями других мазхабов.

— Однако Азербайджан и Армения ведут взаимную информационную войну. Как идея развития мультикультурализма согласуется с этой тенденцией? Получается, армяне за скобками этой инициативы?

— Никак нет. Карабахский кризис стал логическим продолжением всплеска армянского национализма. К счастью, эта вспышка не возымела фатального воздействия на умонастроения политической элиты, народа у нас. Создание монокультурной страны, неприятие иноверцев или нетитульных этносов – это не наши болезни.

В Азербайджане поныне живут до 30 тысяч армян, и эти данные дает МВД нашей страны. По некоторым сведениям, в страну прибыли даже несколько семей из Армении, выразив, таким образом, свое несогласие с политикой, которую осуществляет руководство соседнего государства. Эти семьи живут у нас и никакого дискомфорта не испытывают. Но вот в Армении, увы, не осталось этнических азербайджанцев. Ни одного.

Азербайджан и в политической плоскости, и в общественной сфере, и в плане межцивилизационного диалога готов поддержать контакты, готов инициировать взаимодействие представителей двух общин Карабаха. Но на это не готов Ереван.

Стоит вспомнить практику 2008 года, когда группа интеллигенции из Армении посетила Азербайджан, а наши деятели посетили Армению. Были все предпосылки поддерживать этот проект и в будущем. Однако армянская сторона первой отказалась от продолжения начавшихся контактов.

А в такой практике была большая необходимость для преодоления взаимных подозрений, сноса стен отчуждения.

Видать, кому-то по ту сторону разделительной линии это было не по нраву…

Тут к месту вспомнить, что в прошлом году научное сообщество отмечало знаменательный юбилей – 200-летие перевода эпоса азербайджанцев «Китаби Деде Горгуд» известным немецким ученым, переводчиком и дипломатом Фридрихом фон Дицем. Благодаря его трудам Европа познакомилась с духовным наследием азербайджанцев, стала свидетелем того, что корни нашего мультикультурализма имеют исторические предпосылки. Напомню, что оригинал нашего эпоса поныне находится в музее Дрездена.

Так вот, усилиями нашего центра издана книга, в которой нашли отражение исторические сцены из национального эпоса. Она переведена на 25 языков – от китайского до языка народности хыналыг, на котором говорит население лишь одного селения, живущего на севере нашей страны. И среди языков, на которые переведено новое издание, есть и армянский. Это говорит о том, что никто у нас не одержим желанием вывести армян за скобки действия.

— Насколько актуальна тема мультикультурализма? В Европе от этой идеи отказываются…

— Народ Азербайджана сделал свой исторический выбор в пользу реальной толерантности. Если где-то мультикультурализм себя исчерпал, не оправдал, это не означает, что надо от него открещиваться. А может, этот отказ есть следствие неверного понимания сути явления, косного толкования или не совсем верных восприятий?

Скорее, надо разобраться в причинах фиаско европейского мультикультурализма, понять – почему он обманул надежды миллионов.

Полагаю, причина тут в том, что в Европе культуры отдельных народов уже сложились, и ныне мы наблюдаем сложности притирки идентичностей. А в наших же условиях разные культуры еще продолжают свое взаимодействие, они продолжают свой диалог, взаимообогащение, как, впрочем, и в России.

Мне кажется, что от мультикультурализма сейчас шарахается часть политических элит, которым нечем ответить на вызовы времени. Коль скоро в других странах он является естественным образом жизни, как в Азербайджане, зачем же клеймить мультикультурализм?

Ильхам Алиев поддерживает курс на активный культурный диалог, который формирует почву для укрепления политической нации – азербайджанцев.

— Какие мероприятия планируются для развития идеи мультикультурализма в Азербайджане при мировом тренде отказа от этого посыла?

— Два года назад при администрации главы государства была создана Служба государственного советника Азербайджанской Республики по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии. Чуть позже уже эта структура создала Бакинский международный центр мультикультурализма (БМЦМ). Он разворачивает работу в спектре изучения опыта успешных зарубежных моделей мультикультурализма. Параллельно центр популяризует особенности азербайджанского опыта в разрешении межнациональных и межконфессиональных вопросов.

Под началом центра ведутся научно-практические изыскания. Удалось сформировать костяк международной команды единомышленников, представляющих ученый мир около 20 стран. Все они в едином порыве поддерживают активную дискуссионную площадку.

Конкретным свидетельством успешности деятельности коллег и являются коллективные разработки, которые позволяют говорить о продуктивности совместных изысканий. Важно, что актуальный предмет рассматривается с наднациональных позиций.

— Какие средства готово потратить государство на развитие этой идеи – при том, что Азербайджан, как и все нефтедобывающие страны, переживает экономический кризис?

— Тут мне вспомнился Марк Твен: мысли о тяжелом экономическом положении Азербайджана не только сильно преувеличены, но и большей частью являются вымыслом. Азербайджанская экономика и сейчас в состоянии поддержать тенденцию к увеличению. Кстати сказать, политический лидер страны давно об этом говорил, и в последние годы предприняты инициативы, чтобы простимулировать ненефтяной сектор.

Да, никто не спорит, что пока наша экономика остается ориентированной на сырьевые ресурсы, но параллельно растет доля несырьевого блока.

В этих условиях, если даже встанет вопрос о жесточайшей экономии, не будут урезаны статьи расходов, предусмотренные для развития  образования, культурного строительства, активизации межцивилизационного диалога и других сфер, которые важны с точки зрения перспектив гражданского общества, конвергенции культур.

— Каких успехов удалось добиться?

— Летом 2015 года в Азербайджане впервые прошла Международная школа мультикультурализма под девизом «Изучай, исследуй, делись», куда съехались студенты из 12 стран, впервые прослушавшие курс новой для себя дисциплины – «Азербайджанский мультикультурализм» – в своих учебных заведениях.

Успешный опыт дал много поводов, чтобы сделать этот институт постоянно действующим. И вот в феврале нынешнего года прошла Зимняя школа, и круг ее участников заметно расширился. Приехали студенты из 16 стран, а лекторы-ученые из России, Португалии, Казахстана, Азербайджана, Литвы, Германии значительно расширили сферу исследуемых предметов, которые так или иначе подпитывают базис мультикультурализма.

Совсем недавно в немецком Дрездене открылся первый зарубежный филиал Бакинского международного центра мультикультурализма. Скоро таковые начнут действовать и в других странах, и мы совместными усилиями будем продолжать искать рациональные форматы межкультурного диалога, в котором так остро нуждаются нынешние поколения человечества.

http://kavpolit.com/articles/uroki_multikulturalizma_ot_baku-24112/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *