Как измерить государство

0
113

Характер влияния государственной собственности на эффективность деятельности компаний – один из самых дискуссионных вопросов в академической среде.

Оговоримся сразу, частные и государственные компании в любой экономике не являются альтернативными решениями, они вполне успешно могут дополнять друг друга. Однако не существует и универсальных рекомендаций об оптимальном соотношении разных форм собственности, а периодически происходящие в разных странах сдвиги в их структуре могут оказывать серьезное влияние на инвестиции и экономический рост.

В России с середины 2000-х гг. происходило заметное усиление государственного сектора, что совпало во времени с процессом замедления экономического роста. Алексей Кудрин и Евсей Гурвич в статье, опубликованной в «Вопросах экономики» в 2014 г., отмечали, что замедление роста российской экономики в 2010-х гг. во многом обусловлено существенным расширением государственного сектора, начавшимся в середине 2000-х гг. О вкладе компаний с государственным участием на конкурентных рынках в нарастание экономических проблем писал в «Ведомостях» Олег Вьюгин.

Высокая чувствительность экономики к изменениям структуры собственности свидетельствует о необходимости тщательного мониторинга размера государственного сектора. Однако именно в этой области наблюдается пробел информации, характерный не только для России, но и для статистики других стран. Информация о роли компаний с госучастием в ключевых экономических показателях фрагментарна, ее трудно использовать для тестирования количественных закономерностей и международных сравнений.

В последние годы полезная работа в этой области проводится ОЭСР, взявшей на себя роль методологического центра статистики о госсекторе экономик разных стран. В итоге появилось унифицированное понимание термина «компании с государственным участием» (КГУ). Согласно Руководящим принципам ОЭСР по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием в редакции 2015 г. юридическое лицо признается КГУ, если в отношении его государство осуществляет право собственности, понимаемое как «осуществление контроля», т. е. КГУ представляет собой организацию, контролируемую государством, выступающим в роли единственного собственника, владельца мажоритарных или существенных миноритарных пакетов акций (долей в уставном капитале) в размере не менее 10%.

При оценке структуры госсобственности в расчет принимается как прямая (распоряжение акциями или долями осуществляется органами госвласти, включая Росимущество), так и косвенная (контроль осуществляется через Банк России, государственные корпорации, холдинги, банки и компании) госсобственность пакетов акций. Государство может владеть компанией и через цепочку организаций с косвенной формой собственности. В этом случае приходится прибегать к более сложной методологии оценки пакетов акций в косвенной собственности: размер пакета акций в таком случае рассчитывается как произведение долей государства в материнской компании, материнской компании – в дочерней, дочерней – во внучатой и т. д. до уровня исследуемой компании, при этом любые мажоритарные, т. е. свыше 50%, пакеты акций (доли в уставном капитале) материнской компании, находящиеся в прямой государственной собственности, принимаются за 100%. В каждом случае длина цепочек при расчете косвенной собственности определяется экспертным путем с учетом возможности отследить пакеты акций (долей) по официальной отчетности компаний (более подробно методика подобных расчетов представлена нами в «Вопросах экономики» 2016 г.).

Количественные оценки осуществляются при помощи ограниченных выборок компаний с госучастием, отобранных в тех или иных странах. Характерный пример такой работы – недавно опубликованное исследование КГУ, проведенное ОЭСР в 40 странах. В его выборку вошли 2443 компании из 39 стран и 51 300 компаний с госучастием из Китая. Анализировались данные за 2015 г., при этом из-за перекоса по числу исследованных компаний в сторону Китая параметры КГУ этой страны оценивались отдельно. В число стран, исследуемых OECD, Россия не входила, однако Институтом прикладных экономических исследований РАНХиГС были подготовлены сравнительные характеристики по 105 крупнейшим российским КГУ, которые позволяют оценить масштабы госсектора в нашей стране по сравнению с другими экономиками мира.

В совокупности компаний из выборки ОЭСР в 2015 г. в компаниях с госучастием было занято 24,5 млн сотрудников, что в среднем по стране составляло 1,9% от общей численности занятых в экономике. В России в КГУ работало 3,8 млн человек, или 5,4% от общего числа занятых в экономике, – это одно из самых высоких значений в выборке. По этому критерию Россия находится на 4-м месте по выборке (см. карту), опередив многие страны с высокой долей госсектора в экономике. Сходная ситуация и в рейтинге стран по стоимости КГУ: на 1-м месте – Китай с астрономической цифрой $29,2 трлн, Россия – 5-я. Если подсчитать рыночную стоимость КГУ к суммарной капитализации внутреннего рынка акций, то в 2015 г. в России этот показатель составляет 36,9% при среднем уровне по 39 странам (без Китая) всего 4,0%. В Китае стоимость КГУ к рыночной капитализации этого рынка, второго по размерам в мире, достигла 356,6% (в выборку по Китаю включена стоимость большого числа компаний, не входящих в листинги национальных фондовых бирж). Все это свидетельствует о том, что в России компании с госучастием имеют значительно больший вес в экономических показателях, чем в большинстве крупных экономик мира.

К сожалению, публикуемая OЭСР статистика не позволяет оценить динамику изменений госсектора в разных странах. Однако наша выборка КГУ по России дает возможность проследить ее за 2006–2016 гг. За эти 11 лет рыночная стоимость российских компаний с госучастием в сводной капитализации российского рынка акций незначительно снизилась: с 50,0% в 2006 г. до 48,7% в 2016 г. При этом изменения значения этого показателя носили циклический характер: он заметно снижался в периоды, предшествующие финансовым шокам 2008 и 2015 гг., однако после них на «отскоке» доля таких компаний резко повышалась. По нашему мнению, такая закономерность в динамике относительной характеристики стоимости КГУ может быть связана в том числе с преимуществами, получаемыми этими компаниями от государства во время тех или иных финансовых шоков.

Доля численности занятых в российских КГУ, и без того одна из самых высоких в мире, имеет явную тенденцию к росту в долгосрочном периоде. За 11 лет этот показатель вырос с 2,3% в 2006 г. до 5,8% в 2016 г., или в 2,5 раза. Доля компаний с госучастием в выручке также имеет тенденцию к росту, хотя и более умеренному по сравнению с увеличением численности работающих в таких компаниях: с 9,2% в 2006 г. до 11,5% в 2016 г., т. е. примерно на четверть. Динамика этих двух показателей также подтверждает гипотезу роста влияния КГУ в российской экономике.

Более сложной методологической проблемой является оценка вклада КГУ в ВВП. В 2014 г. Евростатом была опубликована специальная методика расчета добавленной стоимости компаний, для нее требуются данные МСФО компаний. По этой причине оценить вклад всех КГУ в ВВП с методологической точки зрения сложнее, поскольку далеко не все компании в выборке публикуют отчетность по международным стандартам. Поэтому приходится прибегать к косвенным оценкам. На первом этапе по методике Евростата были рассчитаны по годам доли двух крупнейших нефинансовых КГУ – «Газпрома» и «Роснефти» – в суммарной выручке и ВВП. Путем деления доли ВВП на долю выручки этих двух компаний был определен мультипликатор, который в среднем за год оказался на уровне 2,29. Умножая данный мультипликатор на общую долю КГУ в выручке, можно рассчитать долю указанных компаний в ВВП. Расчеты показывают, что доля КГУ в ВВП – волатильная величина: в 2006 г. она составляла около 21,1%, но выросла после кризиса к 2011 г. до 31,4%. Однако в последующие годы данный показатель имел тенденцию к снижению, достигнув в 2016 г. уровня 26,3%.

По другим экспертным оценкам (в частности, оценочным данным, представленным на профильной панельной дискуссии Гайдаровского форума – 2016), в 2015 г. вклад компаний с участием государства в ВВП составил около 29–30%. Близкие по итогу, но различные по методологии данные представлены МВФ: по его оценкам, проведенным на основании 26 крупнейших КГУ, в 2012 г. вклад КГУ составил 28%, что практически совпадает с нашими оценками на этот же год.

Таким образом, сравнивая данные по 105 российским компаниям с госучастием с аналогичными показателями компаний из 40 стран, можно сделать вывод о том, что по критерию численности занятых и стоимости сектор государственных компаний в России играет значительно более весомую роль, чем в подавляющем большинстве мировых экономик. Их роль в численности занятых и выручке продолжает расти при одновременном снижении доли в суммарной капитализации российского рынка акций. С учетом значимости мониторинга этих показателей необходимо предпринимать более активные усилия не только в области сбора статистики о российских КГУ, но и в оценке вклада всего госсектора, включая бюджетный, в ВВП и другие характеристики российской экономики.

Авторы – директор Института прикладных экономических исследований РАНХиГС; заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС

https://www.vedomosti.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here