Почему время умных нелюдимов прошло

Профессор РЭШ Рубен Ениколопов о том, почему социальные навыки стали обязательным условием успеха

Мало у кого есть сомнения в том, что рынок труда продолжит сильно меняться вследствие технологического процесса и автоматизации производства. Понятно, что все больше однообразных повторяющихся рутинных операций будет выполняться роботами или компьютерными программами. Это приведет к тому, что на некоторых работах люди попросту перестанут быть нужны. Роботы заменяют грузчиков, а искусственный интеллект вытесняет мелких клерков и низкоквалифицированных юристов, так же как компьютеры в недавнем прошлом полностью вытеснили машинисток.

Но что мы можем сделать в свете этих изменений, чтобы не оказаться без работы? Какие навыки и умения надо тренировать? Чему вы должны научить своего ребенка, если хотите обеспечить ему успешное будущее?

Предсказать, какие именно профессии пропадут и тем более появятся в ближайшем будущем, крайне сложно, и большинство попыток делать такие предсказания гораздо ближе к гаданию на кофейной гуще, чем к серьезной аналитике. Гораздо понятнее, на какие именно типы навыков и умений в широком смысле этого слова будет расти спрос. Их можно разделить на три большие группы – когнитивные навыки (например, математические), некогнитивные навыки (например, самоконтроль, эмоциональная устойчивость), а также социальные навыки (умение общаться и работать в коллективе).

Чтобы понять, как меняется важность этих навыков в свете технологических изменений, можно посмотреть на изменения, которые происходили в последние годы в одной из наиболее развитых стран мира – США. Как уже много раз отмечалось, наибольшее падение в 1980–2012 гг. наблюдалось в рабочих местах, требующих рутинных операций. Более интересно то, что доля рабочих мест, требующих аналитических (прежде всего математических) навыков, хоть и выросла на 11%, но практически весь этот рост наблюдался в период с 1980 по 2000 г., после чего перестала расти и даже несколько снизилась. При этом наибольшее падение в 2000–2012 гг. произошло среди инженеров. Наибольший же рост за весь период 1980–2012 гг. наблюдался в рабочих местах, требующих социальных навыков и общения с людьми. Их доля выросла на 24%.

Похожая динамика наблюдалась не только в количестве рабочих мест, но и в зарплатах. Влияние социальных навыков на зарплату существенно выросло. Также выросло и влияние некогнитивных навыков, хотя и не столь сильно. И лишь влияние когнитивных навыков на зарплату сокращалось. Однако, даже несмотря на это снижение, в абсолютных значениях влияние когнитивных навыков на зарплату по-прежнему оставалось намного важнее и социальных, и некогнитивных навыков.

Если посмотреть на то, как менялся спрос на сочетания навыков, то мы увидим, что доля рабочих мест, требовавших сочетания высокого уровня знаний по математике с высокими социальными навыками, выросла за период 1980–2012 гг. на 7,2 процентного пункта, а доля рабочих мест, требовавших низкого уровня математических знаний, но высокого уровня социальных навыков, выросла на 4,6 процентного пункта. Для сравнения: доля работ, требовавших высокого уровня знаний по математике, но низких социальных навыков, сократилась на 3,3 процентного пункта.

Похожие изменения происходили не только с количеством рабочих мест, но и с зарплатами. Зарплаты на работах, которые требуют высокого уровня знаний по математике, но не требуют социальных навыков, выросли за тот же период на 5,9%, в то время как на работах, требовавших сочетания высокого уровня знаний по математике с высокими социальными навыками, зарплаты выросли на 26%.

Общая картина свидетельствует о том, что образ наиболее востребованного специалиста существенно меняется. Если раньше это был высококвалифицированный, но нелюдимый инженер или программист, в одиночку решавший сложные вычислительные задачи, то теперь они уступают место общительным специалистам, которые не только обладают хорошими математическими навыками, но и умеют общаться с людьми и работать в команде.

Изменения происходят вследствие того, что человеческое общение меньше всего подвержено автоматизации. Компьютерные программы уже научились обыгрывать человека, но пока еще очень далеки от того, чтобы научиться с ним «по-человечески» общаться. Одновременно с этим автоматизация производства все больше увеличивает производительность труда специалистов и дает им возможность сосредоточиваться на наиболее творческих и сложных задачах. Инженеры уже не должны тратить свое время на трудоемкие вычисления и могут сконцентрироваться на поисках действительно новых технологических решений. А высококлассные программисты все меньше времени тратят непосредственно на написание кода и все больше времени могут уделять придумыванию новых алгоритмов. Возможность не отвлекаться на чисто технические рутинные задачи позволяет специалистам сконцентрироваться на тех вопросах, в которых они лучше всего разбираются. Это приводит к росту специализации, что делает все более важной работу в команде, где каждый из участников отвечает за свое направление. А работа в команде требует умения договариваться и координировать свою работу с другими людьми. Именно поэтому сочетание аналитических и социальных навыков оказывается наиболее ценным.

Так что если вы хотите подготовить себя и своих детей к недалекому будущему, учитесь и считать, и общаться. Эти навыки все больше дополняют, а не заменяют друг друга.

Рубен Ениколопов – профессор Российской экономической школы, профессор Университета Помпеу Фабра

https://www.vedomosti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *