Как директором ЦРУ впервые стала женщина

Американские сенаторы простили Джине Хаспел связанный с ее именем скандал вокруг пыток в секретной таиландской тюрьме

«Умна, упорна и эффективна» – так отзывается о Джине Хаспел Роберт Байер, бывший сотрудник ЦРУ, который одно время курировал ее работу (здесь и далее цитаты Байера по NPR, агрегатору новостей почти 800 радиостанций США). Он доволен: «Посреди того хаоса, который сейчас исходит из Белого дома, хоть сколько-нибудь обнадеживающая новость – назначение Хаспел новым директором ЦРУ. Да, я несколько предвзят. Я надеюсь, что долгое пребывание Хаспел за рубежом даст администрации [Дональда] Трампа экспертный, прагматичный взгляд на мир, без которого, как все чаще считается, она может обойтись. Умение показать, где на карте, например, Кандагар, кажется заниженной планкой, но в наши дни его достаточно, чтобы считаться экспертом <…> Слишком долго ЦРУ возглавляли любители и политтехнологи».

Другое преимущество Хаспел – она в хороших отношениях с Трампом и госсекретарем Майклом Помпео, перечисляет Байер: «Работал я при директорах, которым не доверял президент, и даже при тех, которых не привечали в Белом доме. Все это деморализует сотрудников управления».

В заявлении в комиссию по разведке сената конгресса США перед утверждением Хаспел написала: «Мне не нужно времени, чтобы войти в курс того, чем занимается ЦРУ. Я знаю ЦРУ как свои пять пальцев <…> Я знаю угрозы, с которыми мы сталкиваемся, и я знаю, что нам нужно для успеха в нашей миссии».

Хаспел более 30 лет работает в разведке. Но знают ее по одной истории – пыткам в секретных тюрьмах ЦРУ. Не удивительно. Даже рассекретив ее послужной список с 1985 г., ЦРУ признало, что в нем «не указано более 30 командировок». Не менее расплывчата и ее официальная биография, где полно фраз вроде «потом она возглавила небольшую резидентуру в одной экзотической и неспокойной столице». СМИ сразу кинулись общаться с бывшими и нынешними сотрудниками ЦРУ, и им удалось кое-что разузнать о прошлом нового директора разведслужбы.

Как Хаспел попала в ЦРУ

Хаспел родилась в 1956 г. в семье из Кентукки. Она была старшей из пятерых детей. Отец с 17 лет служил в ВВС США, так что росла она в поселках на военных базах по всему миру. Школу окончила в Англии и вернулась в родной штат изучать иностранные языки и журналистику в Университете Кентукки (The Washington Post не удалось разыскать ни одной ее публикации в студенческой газете). До сих пор она фанатка университетской команды по баскетболу Kentucky Wildcats, хотя образование заканчивала в Университете Луисвилля. Довольно бегло говорила по-французски и по-испански еще до прихода в ЦРУ, гласит ее официальная биография на сайте управления, а за время службы выучила еще русский и турецкий.

Как-то в детстве Хаспел заявила отцу, что собирается поступить в Вест-Пойнт. Увы, женщин туда в то время не принимали. Так что Джина устроилась работать на базу Десятой группы специальных сил в Массачусетсе не офицером, а заведующей библиотекой.

Однажды к ней в поисках некоторых полевых уставов заглянет сержант армейского спецназа Майкл Виккерс, рассказывает NPR. Позже они не раз сталкивались по работе – Хаспел как работник ЦРУ, а Виккерс как помощник министра обороны по спецоперациям. Они разговорились. Тот рассказал, что собирается переходить в ЦРУ и туда, кстати, охотно принимают женщин. Хаспел напечатала на пишущей машинке письмо с просьбой о работе и послала его по адресу «ЦРУ, округ Вашингтон», рассказывается в ее официальной биографии. Письмо дошло, 28-летнюю Хаспел приняли в разведку.

«Я хотела быть частью чего-то большего, а не просто собой. Думаю, из-за службы отца в армии я считала это естественным для себя. Я хотела зарубежных приключений, где пригодилась бы моя любовь к иностранным языкам. ЦРУ мне их обеспечило», – рассказывает она. Хаспел не замужем, у нее нет детей. В том же 1985 году, когда она поступила в ЦРУ, она развелась с первым и последним мужем, пишет «РИА Новости». Ее друзья говорили The Washington Post, что она посвятила жизнь разведке.

Работа против России

Два года она стажировалась в оперативном управлении, задача которого – вербовка информаторов и работа с ними. В 1987 г. она поехала в Африку. «Все было точно как в шпионских романах. Ничего лучше этого у меня не было», – вспоминала Хаспел на сайте ЦРУ.

Одним летним вечером в конце 1980-х гг. Хаспел рядом с оте-лем в Аддис-Абебе беседовала с Джимми Картером, пишет The Washington Post. Экс-президент приехал в Эфиопию, чтобы помочь наладить диалог правительства и эритрейцев. Ему срочно надо было передать сообщение одному из лидеров партизан, встреча с которым внезапно отменилась. Хаспел справилась с поручением. А между тем это была ее первая зарубежная командировка.

После Эфиопии она год учила турецкий и в 1990–1993 гг. отправилась в эту страну. «Она вербовала шпионов, чтобы красть секреты для США. И отлично справлялась с работой, – цитирует NPR ее коллегу по ЦРУ Маргарет Грэхем. – Она сохраняет спокойствие, сталкиваясь с проблемой. Это позволяет ей оценить последствия второго и третьего порядка того или иного решения. Это очень, очень редкий дар».

Но куда бы ни заносила ее судьба, немало сил она тратила на работу против России, утверждает The Washington Post, хотя в Москве никогда не служила: «По всей вероятности, она провела немалую часть первых 15 лет карьеры в операциях, связанных с Россией, начиная с назначений в страны – сателлиты СССР в Восточной Африке в 1987 г.». После Турции Хаспел вошла в группу по работе с Россией в центральноевразийском подразделении.

Премия за поимку террористов

Хаспел работала резидентом в Азербайджане в 1996–1998 гг., пишет The Washington Post. Поздним вечером 7 августа 1998 г. ей внезапно сообщили, что в Баку приезжают два террориста, имеющих отношение к взрывам посольств США, в тот день прогремевшим в Кении и Танзании. Вместе с азербайджанскими спецслужбами она организовала операцию по поимке бандитов, среди трофеев оказался компьютер с данными. За это Хаспел получила одну из своих наград – премию Джорджа У. Буша за достижения в борьбе с терроризмом.

Вернувшись в США, в 1998 г. Хаспел стала замдиректора группы по работе с Россией. «У нее докторская степень по ФСБ, СВР и ГРУ», – шутил бывший резидент ЦРУ в Москве Дэниэл Хоффман. Он заверил FT, что она здорово разбирается во всем, что связано с Кремлем, и знает, что движет Путиным: «Она будет отличным консильери по России».

С 2000 г. Хаспел была замначальника резидентуры еще в одной стране, CBS News предполагает, что речь о Турции. Новое назначение последовало в 2001 г. – на пост замначальника контртеррористического центра ЦРУ. Первый день работы пришелся на 11 сентября. В штаб-квартире в Лэнгли началась эвакуация из-за опасений, что она окажется одной из целей террористов. Но Хаспел попросила дать ей возможность остаться в офисе и работать, сообщает CBS News.

Кровавая Джина

«Можно предположить, почему Трамп выбрал Хаспел. Он не любит ЦРУ и любит пытки», – пишет Politico. Самый известный эпизод из карьеры Хаспел связан с секретной тюрьмой в Таиланде «Кошачий глаз», где пытали подозреваемых в терроризме. Там она получила прозвище Кровавая Джина, пишет FT.

Хаспел узнала о методах допроса незадолго до того, как в конце 2002 г. приехала руководить тюрьмой, сообщает The Washington Post. Но ряд собеседников газеты уверяют, что она с энтузиазмом их поддерживала. Ей часто инкриминируются истязания заключенного Абу Зубейда. Он пережил 83 пытки водой. Newsweek вынужден был даже опубликовать поправку, что эти пытки кончились до того, как Хаспел возглавила тюрьму. Однако как минимум три пытки водой другого подозреваемого, Абд аль-Рахима аль-Нашири, пришлись на время ее руководства, уточняет ВВС.

В 2009 г. Барак Обама решил закрыть тюрьмы и запретил программу пыток. Но все претензии в адрес Хаспел чиновники отбивали тем, что в то время она действовала в полном соответствии с законодательством. Ее хотели привлечь к ответственности и в США, и в Германии, где группа правозащитников потребовала возбудить дело. Безрезультатно.

В 2003–2005 гг. Хаспел курировала программу R.D.I. (Rendition, Detention and Interrogation – перемещение, задержание, допрос), пишет Newsweek. The New Yorker отмечает, что программа позволяла не только пытки, но и похищения людей по всему миру и переправку их в тайные тюрьмы в третьих странах.

Бывшие коллеги Хаспел рассказывали The Washington Post: несколько лет после возвращения из Таиланда она убеждала начальство, что надо стереть видеозаписи допросов и пыток. В 2005 г. ей это удалось. Газета цитирует воспоминания ее тогдашнего начальника Хосе Родригеса – когда Хаспел написала сообщение с приказом уничтожить 92 видеокассеты, она «облегченно вздохнула и нажала Send». Законность шага несколько лет расследовал департамент юстиции, но ни к каким последствиям это не привело. За Хаспел заступался сам начальник ЦРУ Майкл Моррел: мол, она выполняла приказ руководства, который был полностью законным.

Прошлое преследует

В 2008–2011 и 2014–2017 гг. Хаспел была резидентом в Англии, сообщает The Washington Post. Полученные связи пригодились, уверяет газета: якобы после отравления Скрипаля Хаспел поддерживала контакты с МИ-6 и лично докладывала Трампу, она же якобы посоветовала выслать российских дипломатов (издание называет их разведчиками). Хаспел отвечала за передачу спецпрокурору Роберту Мюллеру и комитетам конгресса документов о России, продолжает газета.

В перерыве между командировками в Лондон она работала замдиректора Национальной секретной службы США, проводящей тайные операции по всему миру. В 2013 г. Джон Бреннан, тогдашний директор ЦРУ, решил поставить Хаспел во главе этой службы. Но поруководить она успела около двух месяцев, после чего Бреннан передумал из-за резких протестов двух конгрессменов из комитета по разведке. Тем не нравилась история о пытках и уничтожении документов. Возможно, вторая командировка в Лондон была продиктована стремлением отослать Хаспел подальше от нового витка скандала, считает ВВС.

Скандал вновь разгорелся в феврале 2017 г., когда Трамп назначил Хаспел замдиректора всего ЦРУ. Она стала второй женщиной на этом посту. Предвидя волну возмущения, ЦРУ пошло на необычный для себя шаг, пишет The Washington Post. Оно собрало рекомендации семи бывших высокопоставленных разведчиков и конгрессменов. Например, бывший директор ЦРУ Майкл Хейден характеризовал Хаспел как «преданного друга, офицера и проводника по запутанным порой коридорам американского шпионажа».

В марте этого года Трамп заявил, что хочет поставить Хаспел во главе ЦРУ. Это ловкий пиар-ход, восторгается Marie Claire. Попробуйте назвать женоненавистником или сексистом человека, который впервые назначает женщину руководить такой, казалось бы, мужской структурой. Но если для поста замдиректора ЦРУ достаточно было решения Трампа, то в этот раз президенту нужно было добиться одобрения конгресса.

Ему это удалось. Тем более что сенатор Джон Маккейн, который о пытках знает не понаслышке (он пережил их в 1960-х во Вьетнаме) и потому терпеть не может Хаспел, из-за смертельной болезни находился дома в Аризоне. Хаспел поклялась, что не допустит больше истязаний заключенных, и обрисовала в письменных ответах на вопросы конгрессменов, чему собирается противостоять. Есть в этом списке и Россия, правда не на первом месте: «Угрозы включают меняющуюся, но по-прежнему смертельную угрозу террористических группировок, ядерную угрозу континентальной части США со стороны страны-изгоя, дестабилизирующую авантюрную политику Ирана, агрессивную и временами жестокую Россию, а также долговременные последствия амбиций Китая на глобальной сцене» (цитата по «РИА Новости»).-

https://www.vedomosti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *