Кавказский бал: три главных танца

0
198

Танцы горцев — не только лезгинка, но еще масса композиций с особыми правилами. Рассказываем, кого пригласить, как зажечь в ритмичном «батле» и каким знаком посигналить кавалеру: «Шли сватов»

Попасть на карачаевский и балкарский той — так называются балы с национальными танцами — не так сложно, как кажется. Их проводят и в Москве, и в Санкт-Петербурге в дни национальных фестивалей, а уж в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и вовсе устраивают почти на каждый праздник. Присоединиться к танцам может любой желающий, даже не зная всех правил и движений. Осуждать за ошибки здесь не принято, особенно новичков. Но все же стоит помнить, что это не обычная вечеринка, а настоящий бал со множеством национальных традиций.

Этикет: никаких «белых танцев»

Начнем с одежды: строгого дресс-кода на тое нет. Надо просто одеться соответственно событию — свадьба ли это, семейный или государственный праздник в городе или на природе. Универсальное правило одно: откажитесь от чересчур облегающего и открытого наряда — для танца он неуместен. Начинается той всегда одинаково: участники выстраиваются в круг, образуя в центре подобие танцпола, а все желающие танцевать выходят внутрь этого круга и встают группами друг напротив друга. Девушки с одной стороны, молодые люди — с другой. Раньше это правило соблюдалось строго, сейчас — по ситуации. На городских площадках, где много людей, становятся обычно вперемешку, компаниями с которыми пришли. Организованный той от стихийного отличить легко. В первом случае всегда есть распорядитель танцев. Он и за диджея, и за балетмейстера, и за ведущего. На эту «должность» назначают человека, который разбирается в национальной музыке, хорошо танцует и знает правила. Его всегда можно попросить включить определенную песню или что-то объяснить. Все, кто стоит в кругу, — участники тоя. Они, даже если не танцуют сами, должны поддерживать пары аплодисментами в такт музыке. А вот громко смеяться и говорить на посторонние темы в кругу считается неприличным. Важное правило — в первый ряд становятся только те, кто готов танцевать. Имейте в виду, отказывать, если вас пригласили на танец, считается проявлением невоспитанности — это унижает достоинство и того, кто пригласил, и того, кто отказал. Поэтому, если пляски в ваши планы не входят, становитесь в задние, зрительские, ряды.

Теперь следующий этап — приглашение на танец. Так уж заведено, что приглашать на карачаево-балкарских балах могут только мужчины. Никаких «белых танцев». Девушка, не уронив своего достоинства, может попросить станцевать с ней только брата. Если к вам подошел молодой человек и с легким поклоном протянул руку — поздравляем, вы приглашены. Здесь важно не оплошать: ни в коем случаем не подавайте руки в ответ. Самое строгое правило карачаевского и балкарского тоя — прикасаться к партнеру нельзя: ни в танце, ни вообще когда-либо (исключение только одно — танец абезек). Даже соприкасаться одеждой строго запрещается. Чтобы принять приглашение, просто сделайте пару шагов навстречу своему кавалеру, слегка наклонив голову. Помните, что половина успеха в кавказских танцах — это осанка и посадка головы. Не сутультесь, спину нужно держать ровно, голову горделиво приподнять. Для девушки смотреть в упор на партнера считается неприличным, поэтому глаза должны быть полуопущены. А мужчина, наоборот, должен смотреть только на партнершу. А вот отвлекаться на что-то во время танца для кавалера — дурной тон. По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту и только потом снова занять свое место в шеренге. Хотя хорошие танцоры на Кавказе всегда в большом почете, проявлять пренебрежение к тем, кто менее искусен, считается постыдным. Наоборот, правило хорошего тона — всячески подбадривать новичков, особенно если это гости. Разобраться в рисунке танца достаточно легко, нужно только понаблюдать за другими танцующими.

Три главных танца

Вплоть до 20-х годов прошлого века каждому событию в жизни карачаевцев и балкарцев полагался свой танец. До наших дней дошли упоминания около 150 танцев. В них отображался эпос, жизненный уклад (свадебные, охотничьи, пастушьи танцы), были обрядовые и даже магические танцы. Со временем многие потеряли актуальность и теперь исполняются лишь ансамблями на сцене. Некоторые выдержали испытание временем — их можно увидеть на любом празднике в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В большинстве случаев в программу тоя входят три танца. Это массовый танец абезек, исполняющийся в самом начале или, наоборот, в самом конце вечера, а также парный танец тюз тепсеу и зажигательное соло — истемей.

Тюз тепсеу: только без рук

Тюз тепсеу — в переводе «истинный танец», самый популярный и часто исполняемый на карачаевском или балкарском тое. Его танцуют как под медленную мелодию национальной гармони, так и под более ритмичные эстрадные песни. Исполняется он в паре. Рисунок довольно простой: двое, плавно ступая внутри воображаемой окружности, несколько раз сходятся в центре — девушка при этом вторит движениям мужчины. Затем, не поворачиваясь спиной друг к другу, меняются местами и снова повторяют движения, плавно сближаясь и расходясь. Сложность танца в деталях: особой поступи, плавности движений, осанке, повороте головы, движениях рук. У наиболее искусных танцоров плавность движений настолько отточена, что полы длинных платьев и черкесок не двигаются. Считается, тюз тепсеу чем-то напоминает танец двух птиц, кружащих вокруг друг друга, где мужчина — орел, решительный и горделивый, а девушка — хрупкая и изящная лебедь. Сравнение «плывет как лебедь» — высочайшая похвала для девушки в танце.

Истемей: танцевальный батл

В парных танцах карачаевского и балкарского тоя не принято показывать трюки, демонстрировать элементы джигитовки. Все внимание уделяется партнеру — даже отвлекаться на зрителей считается плохим тоном. А вот свою удаль молодые люди могут показать в другом танце — истемей (или эстемей). Это почти что танцевальный «батл», потому что каждый стремится перещеголять другого, стараясь вместить в соло как можно больше сложных трюков. Даже элементы акробатики приветствуются. Исполняется этот танец как отдельным номером, так и коротким элементом других танцев, как сольно, так и большим количеством участников. В шуточное танцевальное соревнование может вступить любой, кто чувствует в себе достаточно сил для зажигательной джигитовки. Разгуляться можно и зрителям, например, громко поболеть за самого яркого участника. Самым сложным элементом истемей считается шаг на согнутых пальцах ног, как в балете. Чтобы не только держать равновесие, но и исполнять трюки в таком положении требуется особая подготовка и обучение. Не каждый солист народного ансамбля может долго танцевать на одних пальцах.

Абезек: как показать симпатию

Массовый танец абезек всегда исполняется лишь один раз за вечер, но ждут его с особым трепетом. Во-первых, это единственный танец, в котором разрешены прикосновения — партнеры исполняют его, держась за руки. А во-вторых, в нем можно выказать симпатию своему кавалеру или даме. Для этого существует целая система знаков. Для исполнения танца все присутствующие делятся на пары, берутся за руки и выстраиваются в одну колонну друг за другом. Девушки становятся строго справа от партнера. Возглавляет колонну обычно или самая почтенная, или самая искусная пара. Они ведут, а все остальные повторяют.

Колонна делает почетный круг по всей танцплощадке, после чего выстраивается в одну линию, а пары, держась за руки, сходятся в круг. Затем круг может разбиться на отдельные пары и снова собраться в одну колонну. Рисунок танца непростой, главное — не потерять своего партнера, смена кавалера недопустима. Чтобы выразить симпатию, юноша приглашал на абезек девушку, которая ему по душе, а та не имела права отказаться, но могла показать свое отношение к парню в танце. Так, если ладонь была раскрыта и доверительно лежала на ладони партнера, — симпатия взаимна. А вот сжатый кулак или безвольно повисшая рука говорили об ее отсутствии. А уж переплетенные пальцы и вовсе сигналили окружающим об одном: «Дело идет к скорой свадьбе». Так же в знак серьезности намерений парень в танце мог незаметно положить в ладонь девушки платок, и если она принимала его, то тем самым разрешала дальнейшие ухаживания. За проявления чувств в абезеке в народе не осуждали, а вот вне танца этого делать категорически было нельзя. Раньше буквально в каждом селении была своя система таких условных знаков. Сейчас танец хоть и по-прежнему популярен, но утратил сакральное значение в общении молодежи. Наиболее распространенное положение рук сегодня пришло из ансамблей — рука в руке, ладони сжаты. Так удобнее всего выполнять движения.

https://etokavkaz.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here