Остались без Кадырова, но с газом. Почему пали Арашуковы?

Отсутствие высоких покровителей и несоблюдение правил привели к падению клана Арашуковых

Исполненный драматизма арест члена Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова в конце января вызвал много разговоров о значении этого события для республики, Северного Кавказа и России в целом. Наряду с членом Совфеда был арестован его отец, “газовый король” Рауль Арашуков, а также ряд других родственников и лиц, приближенных к влиятельному клану. Некоторые наблюдатели поспешили увидеть в череде арестов кампанию по смене элит в Карачаево-Черкесии. Глава КЧР Рашид Темрезов даже был вынужден сделать специальное заявление, что к нему со стороны правоохранительных органов претензий нет.

Рауфа Арашукова обвиняют в заказных убийствах 9-летней давности, а его отца – в махинациях с газом. Ни то, ни другое событие не является чем-то новым, поэтому у экспертов нет единого мнения о том, почему атака на клан Арашуковых случилась именно сейчас.

По мнению кавказского эксперта, хорошо знакомого с ситуацией в Карачаево-Черкесии, в деле Арашуковых сошлись несколько неблагоприятных для отца и сына обстоятельств. С одной стороны, они лишились влиятельных покровителей. С другой, их политическая активность, прежде всего Арашукова-младшего, не вписывалась в нынешние представления о допустимом.

Изначально Ставропольский межрегионгаз был “пожалован” Назиру Хапсирокову, управлять которым тот поставил своего человека – Рауля Арашукова, рассказывает наш источник на условиях анонимности. Между Хапсироковым и Арашуковым происходили шумные ссоры.

Уроженец Карачаево-Черкесии и выходец из правоохранительных органов Назир Хапсироков был влиятельным советником главы президентской администрации России. Он скончался в 2011 году.

После Хапсирокова они нашли нового покровителя в лице главы Чечни Рамзана Кадырова. Спустя некоторое время Арашуковы рассорились и с Кадыровым. В итоге члены клана оказались фактическими распорядителями огромного газового ресурса, но без влиятельных покровителей, утверждает эксперт.

В то же время Арашуков-младший увлекался всякого рода открытыми формами политической конкуренции в духе 1990-х, с привлечением народных масс и с использованием силовых методов. Теперь такие методы караются, говорит источник.

По словам эксперта, сейчас вокруг истории Арашуковых собирается целая очередь заинтересованных лиц – от Москвы до Черкесска. Начиная от тех, кто рассчитывает выиграть от передела Газпрома, до тех, кто прицелился занять освободившиеся офисы в региональных газораспределительных компаниях или метит на место силовиков, которым светят отставки за связь с семьей. Судя по публикациям в прессе, есть попытки включить в эту историю новых персонажей и расширить круг последствий. Например, добиться масштабных кадровых решений в Карачаево-Черкесии.

Другие эксперты говорят, что события, связанные с арестом Арашуковых, говорят об изменения модели управления Москвой северокавказскими республиками.

“Идея управления с опорой на кланы и с использованием противоречий между ними уходит в прошлое. Она сформировалась, когда федеральный центр не видел возможностей обеспечивать стабильность на Северном Кавказе без опоры на такие структуры. Сейчас в Кремле есть уверенность, что справляться можно без них. Насколько эта уверенность оправданна – покажет время”, – говорит старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Константин Казенин.

По словам Казенина, учитывая то, что от любого клана, подобного арашуковскому, впрямую зависят тысячи людей, важно учитывать риски таких действий на региональном уровне.

https://www.kavkazr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *