Обращение адыгских организаций к Президенту РФ

За последние два десятилетия в условиях развития демократических процессов в Российской Федерации российская и международная черкесская общественность неоднократно ставила перед руководством нашей страны проблемы черкесского народа, разрешение которых в полной мере находится в исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Вновь призываем Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации рассмотреть представляемый нами комплекс проблем и принять в связи с нашим обращением должные правовые и политические решения. Адыги (черкесы) – автохтонный народ Северо-Западного Кавказа, чей этногенез начался в эпоху ранней бронзы в IV тысячелетии до нашей эры и чья история тесно связана с историей русского народа, начиная с X века н. э.

Согласно принятой в советское время этнонимической и административной номенклатуре названий и в соответствии с наибольшими анклавами расселения, адыги известны как адыгейцы (адыгское население Республики Адыгея), черкесы (адыгское население Карачаево-Черкесии и Успенского района Краснодарского края), кабардинцы (адыгское население Кабардино-Балкарии), моздокские кабардинцы (адыгское население Северной Осетии), а также причерноморские адыги-шапсуги Туапсинского района и Большого Сочи.

В истории адыгов главным историческим периодом является вековое героическое сопротивление агрессии Российской империи в 1763 – 1864 гг., закончившееся полным уничтожением адыгской страны – Черкесии. Аннексированные черкесские территории вошли в состав Кубанской области, Черноморской губернии, Терской области. Само название – Черкесия – было исключено из официального оборота вплоть до революции 1917 г.

Таким образом, Кавказская война привела не только к ужасающим людским потерям, но и к почти полной смене этнического состава населения исторической Черкесии, некогда самой значительной по территории и населению страны Кавказа. На территории Евразии тяжело подыскать пример такой «этнической чистки», которая увенчивала бы собой один из многочисленных военных конфликтов XIX – XX вв. Ни с одним из своих военных противников Российская империя за свою многовековую историю не поступила с такой неумолимой жестокостью, как с адыгами (черкесами).

Адыгский народ на протяжении последних двух десятилетий добивается от российского руководства признания геноцида, совершенного Российской империей в ходе завоевания Черкесии (Северо-Западного Кавказа). Признание современным российским государством и обществом черкесского (адыгского) геноцида воспринимается адыгами, прежде всего, как торжество исторической справедливости, а также как фундаментальный общечеловеческий нравственный акт, на основе которого возможна всеобъемлющая реабилитация рассеянного по миру народа.

Проблема признания геноцида черкесов (адыгов) активно обсуждалась в СССР и Российской Федерации на различных научных и общественных форумах регионального и российского (а также всесоюзного) уровней с конца 80-х гг. прошлого века.

По итогам широкого научного и общественного обсуждения Верховный Совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление от 7 февраля 1992 г. N 977-XII-В «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны». Данное постановление было вновь принято в 1994 г.

В связи с многочисленными обращениями к руководству страны по данной проблеме 18 мая 1994 г. было обнародовано Обращение Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «К народам Кавказа».

В данном обращении впервые на государственном уровне Российской Федерацией были даны политические оценки катастрофических последствий Кавказской войны для ряда северокавказских народов: «Эхо Кавказской войны, которой были принесены большие человеческие жертвы и материальные потери, до сих пор болью отзывается в сердцах многих россиян. Пусть земля будет пухом тем, кто пал на поле боя, потерял жизнь от жестокостей войны, и тем, кто, будучи вынужденным покинуть Отчизну, умер на чужбине, испытав горечь утраты Родины. Пусть память о тех давних трагических событиях хранится в сердцах потомков и служит всем нам предостережением от новых трагедий».

Президент России охарактеризовал Кавказскую войну как «мужественную борьбу народов Кавказа за выживание на своей родной земле». Касаясь вопроса о репатриации представителей северокавказской диаспоры, Президент России отметил: «Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон».

В заключение, Президент России выразил уверенность, «что сплоченность в построении демократического государства, общественное и межнациональное согласие, гражданский мир явились бы верной порукой тому, что мечты лучших представителей России и Кавказа о благополучии и процветании народов, населяющих нашу страну, станут реальностью».

Направление в разрешении комплекса сложных проблем, связанных с необходимостью преодоления негативных последствий Кавказской войны и изгнания населения Северо-Западного Кавказа в Османскую империю (преимущественно черкесов-адыгов), определенное Б. Н. Ельциным, к сожалению, не получило должного развития.

29 апреля 1996 г. было принято Обращение Президента Республики Адыгея и Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации об официальном признании факта геноцида адыгского (черкесского) народа в период Кавказской войны.

В данном обращении подчеркивается насущная государственная необходимость признания геноцида адыгского (черкесского) народа:

«21 мая 1994 года исполнилось 130 лет со дня окончания Кавказской войны – самой трагической страницы в истории адыгского (черкесского) народа… Трагедия народа не ограничилась

рамками ужасов войны. Последовавшая за окончанием военных действий депортация 90% адыгского (черкесского) населения была одной из форм и продолжением геноцида, поскольку лишение естественной для данного народа среды обитания, переселение в пределы Османской империи и условия проживания на ее территории обернулись новыми многочисленными жертвами среди вынужденных эмигрантов, свидетели страданий которых не могли передавать увиденное без содрогания.

Нынешнее поколение адыгов (черкесов) с пониманием относится к событиям тех лет. Ведь кавказская земля стала одной братской могилой как для сотен тысяч горцев, так и сотен тысяч простых русских солдат, умиравших за чуждые интересы высоких властителей. Слезы и сердца матерей были одинаково горьки и безутешны на Кавказе и в России.

Однако народная память не в силах стереть события подобного характера. Более того, эхо трагедии прошлого века отзывается судьбами соотечественников, разбросанных на чужбине, имеющих статус пришлого народа, поставленных в зависимость от меняющейся степени лояльности правительств и исторических катаклизмов в странах проживания. Чувства и переживания адыгских (черкесских) изгнанников понимаются легче, имея примеры того, как миллионы российских соотечественников, в одночасье оказавшихся за рубежами Родины, испытывают на себе унижение чести и достоинства, ущемление в гражданских, политических и культурных правах, становятся объектами преследования по национальному и конфессиональному признакам.

Принципы гуманизма и дань уважения к праху безвинно убиенных требуют признания и осуждения акта геноцида адыгского (черкесского) народа, совершенного царским самодержавием в ходе Кавказской войны и в результате ее последствий.

Только соответствующая моральная оценка, данная высшим представительным органом государства, а также принятие нормативного правового акта, закрепляющего право депортированных потомков беспрепятственно возвращаться на Родину, и оказание государственной поддержки репатриантам, могут стать основой для восторжествования исторической справедливости по отношению к адыгскому (черкесскому) народу, неотъемлемой составляющей единого полиэтничного Российского государства, послужит укреплению искреннего доверия и взаимопонимания между народами Республики Адыгея, Российской Федерации в целом».

Таким образом, признание Российской Федерацией геноцида адыгов (черкесов) со стороны Российской империи уже отчасти приобрело юридическое очертание, поскольку парламенты двух республик в составе России, подчеркнем, федеративного государства, приняли соответствующие постановления.

После адыгов (черкесов), второй по численности этнический массив Северо-Западного Кавказа до 1864 г. – абхазо-абазинский. Пропорционально он понес такие же потери, как и адыги.

Закономерно, в этой связи, что 15 октября 1997 г. было принято Постановление Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия «Об акте депортации абхазов (абаза) в XIX веке». Парламент Абхазии в своем Постановлении провозгласил:

«Давая историческую и политико-правовую оценку роковым для абхазов (абаза) народа событиям XIX века, Народное Собрание Республики Абхазия постановляет:

1. Признать массовое истребление и изгнание абхазов (абаза) в XIX веке в Османскую империю геноцидом – тягчайшим преступлением против человечества.

2. Признать согласно Конвенции Генеральной Ассамблеи ООН от 28 июля 1951 года депортированных абхазов (абаза) в XIX веке – беженцами.

3. Признать незыблемым право добровольного и беспрепятственного возвращения потомков депортированных в XIX веке абхазов (абаза) на их историческую родину.

4. Обратиться в ООН, ОБСЕ, СНГ, другие международные организации, Российскому государству как правопреемнику Российской империи и Союза Советских Социалистических Республик, с просьбой об оказании необходимой политической, материальной и гуманитарной помощи процессу добровольной беспрепятственной репатриации и интеграции потомков депортированных в XIX веке абхазов (абаза)».

В настоящих условиях игнорирование очевидного исторического факта, геноцида адыгов (черкесов) со стороны Российской империи в XIX веке, создало пространство для излишней политизации и внешне совершенно легитимных резолюций парламентов иностранных государств о признании геноцида черкесов (адыгов).

Несмотря на очевидную политическую мотивированность решения Парламента Грузии от 20 мая 2011 года «О признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны», на наш взгляд, с правовой, политической и моральной точек зрения резолюция грузинского парламента является безупречной, а само решение историческим. Тот факт, что первым независимым государством, признавшим геноцид черкесов, является государство Кавказа, придает этому еще большую ценность.

Кроме того, международные организации, институты и независимые историки неизбежно будут анализировать существующие проблемы черкесских общин в Турции, странах Ближнего Востока, США и Западной Европы как вековую трагическую эпопею несчастного народа, подвергшегося у себя на родине первоначально многолетнему истреблению, а затем безжалостному изгнанию на чужбину. Это клише принимает устойчивое состояние как, благодаря исследованиям целого ряда западных интеллектуалов, так, и, в основном, из-за близорукой позиции, демонстрируемой властями нашей страны.

Отметим также, что в новейшей российской истории существует позитивный опыт признания геноцида, осуществленного в прошлом внутри нашей страны над населяющими ее народами. В частности, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому депортации северокавказских и иных народов в сталинский период признаны актами геноцида. На этой принципиальной и точной оценке произошла быстрая и комплексная реабилитация пострадавших российских этносов, а сама проблематика в полной мере деполитизирована.

Признание геноцида адыгов (черкесов) является в первую очередь общечеловеческим, нравственным актом, направленным на утверждение истины, справедливости, установление прочного взаимопонимания и сотрудничества между государством и адыгским народом, проживающим как на Кавказе, так и многомиллионной черкесской диаспорой за рубежом.

Он призван положить начало длительному и сложному процессу воссоединения адыгов на своей исторической родине при политической и моральной поддержке многонационального российского народа, и современного российского государства, что является безусловным правом адыгского народа.

В этой связи мы вновь обращаемся к Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации о принятии решения «О признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны».

В контексте подготовки к проведению зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи тематика геноцида черкесов получила новый крайне политизированный импульс в общественных дискуссиях.

Между тем основополагающие принципы Олимпизма провозглашенные в Олимпийской хартии исключают любую возможность связи Олимпийских игр с политической проблематикой. В этой связи констатируем, что Олимпийская хартия, определив целью Олимпизма служение спорта гармоничному развитию человека, способствование созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства, торжеству общечеловеческих ценностей, отвергает любую форму политизации Олимпийских игр.

Проблема признания геноцида адыгов (черкесов) Российской империи в 1763 – 1864 гг., являясь по существу политической проблемой, не может в своей сути быть увязана с Олимпийской хартией, зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми 2014 года в г. Сочи.

Иной аспект проблемы культурная программа Олимпийских игр. Ее цель демонстрация мировому сообществу всего культурного многообразия страны организатора игр, выдающихся достижений в различных областях социальной жизни, в том числе демонстрация достижений коренного населения региона проведения Олимпийских игр.

Международный опыт проведения Олимпийских игр в регионах, которые связаны с автохтонными этносами, направлен на демонстрацию мировому сообществу самобытного исторического и культурного наследия. Страны- организаторы олимпийских игр традиционно прилагают максимум усилий к тому, чтобы представив его миру, продемонстрировать собственную толерантность и готовность проявлять заботу о том или ином коренном народе. Этот опыт крайне востребован при проведении зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

В этом состоит наша принципиальная позиция, ожидания российской и международной черкесской общественности применительно к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 года в г. Сочи.

Внутренний вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике и вызванный им гуманитарный кризис наиболее острая проблема, волнующая российскую и международную черкесскую общественность. Война вынудила сотни тысяч граждан Сирии покинуть территорию страны. Часть беженцев из Сирии, оказавшихся в сопредельных государствах, это российские соотечественники – адыги (черкесы), потомки тех, кто вынужденно покинул Родину во второй половине XIX века в результате Кавказской войны и поселился на Ближнем Востоке.

Значительная часть представителей черкесской диаспоры Сирии сохранила свой язык, культуру, стремится к репатриации на историческую родину в Российскую Федерацию, однако не имеет возможностей осуществить самостоятельно свое желание в силу широкого комплекса правовых, гуманитарных, технических, финансовых причин.

28 декабря 2011 года Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея принял обращение к Президенту Российской Федерации, председателям палат Федерального собрания РФ « Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников – адыгов (черкесов), проживающих в Сирийской Арабской Республике». Прошли съезды адыгов в Республике Адыгея, Кабардино – Балкарской и Карачаево – Черкеской Республиках, заседания исполкома Международной Черкеской Ассоциации, исполнительные органы других адыгских национальных общественных движений, участники которых выразили тревогу по поводу тяжелого положения наших соотечественников в Сирии, приняли обращения к властным структурам всех уровней своих республик и Российской Федерации с просьбой протянуть руку помощи сирийским адыгам (черкесам) в возвращении на историческую родину.

С момента принятия обращения Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея самостоятельно в Российскую Федерацию прибыло не более одной тысячи соотечественников. Вместе с тем гуманитарная ситуация в Сирии продолжает неуклонно ухудшаться а российские соотечественники в значительном количестве оказались в лагерях беженцев на территории третьих стран (в Иордании – до трех тысяч, Турции – до двух тысяч, так же в Ливане, Египте, Саудовской Аравии, Ираке), не имея возможности прибыть в РФ.

Так, в частности, в марте 2013 г. Правительством Турции из Бейрута эвакуирована группа черкесских беженцев в количестве 178 человек и размещена в лагере беженцев в Газиантеп. Ведется активная эвакуация в Турцию новых групп черкесских беженцев. В своей значительной части черкесские беженцы из Сирии, находящиеся в лагерях беженцев в Турции стремятся к репатриации в Российскую Федерацию.

Стоит обратить серьезное внимание на тот факт, что сирийский кризис влияет на отношение многочисленной черкесской диаспоры за рубежом к России и российских черкесов и других народов Кавказа – к власти. На первоначальном этапе обращение черкесской общественности Сирии к российским властям, обращение Государственного Совета Хасэ Республики Адыгея к Президенту Российского Федерации и председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации, визит в Сирию делегации СФ ФС РФ с черкесскими неправительственными организациями РФ, породил надежду на участие России в судьбе черкесов Сирии. Однако практика системного противодействия репатриации в Россию со стороны консульских и дипломатических представительства России за рубежом, депортации из России соотечественников, стали достоянием широкой общественности. Многие соотечественники по требованию ФМС России вынуждены покидать территорию РФ, что в значительной мере дискредитирует усилия региональных властей по социальному обустройству и интеграции в российскую социокультурную среду прибывающих в Россию черкесских соотечественников.

На фоне нарастания военных действий в Сирии «расползание» черкесской диаспоры Сирии на Ближнем Востоке, регионе перманентной нестабильности с активным присутствием крайне радикальных, террористических, экстремистских сил представляет колоссальную опасность втягивания, а порой и понуждения российских соотечественников к участию в международных экстремистских, террористических структурах. Представители черкесской общины Сирии могут оказаться в фокусе активного влияния спецслужб враждебных России государств региона, что в долгосрочной перспективе несет угрозу безопасности в северокавказском регионе.

В противоположность этому, прибывшие в Россию черкесы Сирии находятся под эффективным контролем государственных институтов, активно интегрируются в российское социокультурное пространство. На этом фоне актуальной становится задача недопущения расползания по региону Ближнего Востока и Турции представителей черкесской общины Сирии, их «собирания» в России под контролем государственных и общественных институтов. Реализация широкого комплекса мер интеграции в российское социокультурное пространство.

Учитывая политические, гуманитарные, организационно – технические, финансовые аспекты данной проблемы, востребовано принятие специального постановления Правительства Российской Федерации «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников – адыгов (черкесов) Сирийской Арабской Республики».

Опыт решения данной проблемы имеется на примере реализации Постановления Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 690 “О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея”.

Принятие данного постановления так же обусловлено необходимостью решения комплекса организационно-технических, управленческих, финансовых вопросов, связанных с добровольным переселением в Российскую Федерацию значительного количества беженцев, их социальным обустройством и активной интеграцией в российскую социокультурную среду.

В политическом плане внимание российского государства к судьбе бедствующего народа будет иметь в краткосрочной и долгосрочной перспективе колоссальное позитивное значение. Все это, в свою очередь, должно активно использоваться для решительного наращивания позитивного сотрудничества с черкесской диаспоре за рубежом – Турции, Иордании, ФРГ, США, Израиля, в разработке и реализации широкого комплекса культурных и гуманитарных программ сотрудничества Российской Федерации и черкесской диаспоры за рубежом.

В этой связи, на наш взгляд, в целях реализации Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», создания необходимых условий для национального развития и интеграции в российское духовное и культурное пространство черкесской диаспоры за рубежом востребовано принятие Указа Президента РФ “О мерах по государственной поддержке черкесской диаспоры за рубежом”, образования межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, связанных с выработкой мер государственной поддержки черкесской диаспоры за рубежом, включив в него представителей заинтересованных сторон, разработка федеральной целевой программы развития культуры, интеграции в российское духовное и культурное пространство черкесской диаспоры за рубежом.

Опыт решения данной проблемы так же имеется в нашей стране на примере государственной поддержки российских немцев в рамках Федеральной целевой программы.

Бесконечное игнорирование указанного комплекса проблем на наш взгляд является контрпродуктивным. Выражаем надежду, что наше обращение будет воспринято с должным вниманием, а поставленный комплекс проблем найдет свое эффективное разрешение.

ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент»

Республики Адыгея А. Богус

 

ОД «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент»

Карачаево-Черкесской Республики М.Черкесов

 

Краснодарская краевая общественная организация

«Адыгэ Хасэ» А.Сохт

aheku.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *