Кому принадлежит строительный бизнес Карачаево-Черкесии

Строительная отрасль КЧР – это междусобойчик нескольких политиков и чиновников, контролирующих крупнейшие фирмы

Чиновники сами же распределяют подконтрольным фирмам выгодные госконтракты. Причем, несмотря на кризис, осваиваемые суммы продолжают оставаться огромными – с семью, а то восемью нулями. Не выдерживая конкуренции, частный бизнес хиреет и умирает.

ИЖС как индикатор бедности

Росстат подвел предварительные итоги 2016 года в строительной отрасли регионов Северного Кавказа. За одиннадцать месяцев (с января по ноябрь) в федеральном округе строители выполнили работ почти на 197 млн. рублей, из которых 89 миллиардов пришлось на Дагестан. Причем в сравнении с прошлым годом сумма сократилась на 4%. При этом в сравнении с 2015 годом объемы ввода жилья на Северном Кавказе выросли на 0,3% (за 11 месяцев – чуть более 4 млн. «квадратов»).

75% жилья в округе строилось самими гражданами (за счет собственных средств и с помощью кредитов). Для сравнения: год назад эта доля составляла 72%. Значит, деньги у самих застройщиков постепенно заканчиваются, и большую долю на рынке играют именно дольщики.

В Карачаево-Черкесии за 11 месяцев прошлого года ввели в строй почти 146 тысяч кв.м жилья, освоив на этом 8,7 млрд. рублей

Наиболее велик их вклад сегодня в Чечне (почти 98% жилья в прошлом году было построено за счет самих граждан), а самая низкая – в Северной Осетии (лишь 16%). Кстати, именно в Осетии строительная отрасль, похоже, оказалась еще и самым рентабельной: на каждый «квадрат» введенного в строй жилья пришлось 120 рублей. Для сравнения: в Карачаево-Черкесии – менее 60 рублей.

стройки

В Карачаево-Черкесии за 11 месяцев прошлого года ввели в строй почти 146 тысяч кв.м жилья (сокращение за год – почти 16%), освоив на этом 8,7 млрд. рублей (минус 1,5%). Среди всего введенного в строй жилья 74% в республике было построено за счет граждан. Хотя еще годом ранее эта цифра составляла 86%.

И по сокращению этого показателя очевиднее всего заметно, насколько беднее стало жить население Карачаево-Черкесии (снижение темпов ИЖС говорит о падении уровня жизни намного красноречивее, нежели официальные данные зарплат). К слову, доля ИЖС на строительном рынке круто сократилась во всех регионах Северного Кавказа… за исключением Дагестана. Только здесь доля частных строек в 2016 году резко увеличилась (почти на 13%).

Стройки новые – лица старые

Кто же персонально в Карачаево-Черкесии зарабатывает на строительстве? Этим вопросом задалось ИА «КЧР-Информ» и провело собственное журналистское расследование.

Если брать капитальные объекты, которые финансируются из бюджета, то крупнейшим заказчиком работ в республике в 2016 году неожиданно оказалось… республиканское МВД во главе с Казимиром Боташевым. В прошлом году именно МВД провело два крупнейших по объему финансирования конкурса в Карачаево-Черкесии (вопросами тыла, в том числе и строительства, ведает полковник внутренней службы Мухтар Пхешхов).

МВД заключило контракт на 735 миллионов рублей с фирмой супруги мэра Черкесска

тамб
Фирма супруги мэра Черкесска Тамбиева строит административные здания МВД по КЧР

В марте 753 млн. рублей от министерства досталось ООО «Агростройкомплект», которое контролируется супругой мэра Черкесска Руслана Тамбиева. Эта компания сейчас возводит комплекс административных зданий для городского отдела МВД по Черкесску (в южной части города), а завершиться работы должны в ближайшие два года.

А в ноябре 378 миллионов МВД по конкурсу выплатит СУМС «Карачаевское» на строительство здания для Прикубанского райотдела полиции в поселке Кавказский. Завершить стройку также должны до декабря 2018 года. Ранее владельцами фирмы-подрядчика были Балкыз и Анзор Салпагаровы – родственники нынешнего сенатора от Народного собрания Карачаево-Черкесии Ахмата Салпагарова.

Строительство райотдела МВД за 378 миллионов доверили СУМС «Карачаевское»

Неплохо заработала в прошлом году и строительная компания «Шанс» из поселка Новый Карачай, директором которой также ранее был родной брат сенатора Асхат Салпагаров. Правда, заработала она не на проведении строительных работ, а на продаже уже построенных объектов в государственную собственность. Минстрой Карачаево-Черкесии заплатил этой фирме 228,4 млн. рублей из республиканского бюджета за выкуп трех построенных ею зданий в северной части Черкесска.

ИСК «Кубанское», которой вледеет родной брат сенатора, реализует проект в рамках госпрогрммы»Жилье — российской семье»

Выкупленные новостройки переоборудуют, соответственно, под поликлинику, школу и детский садик в новом жилом микрорайоне, который возводит «Шанс» на улице Свободы в рамках госпрограммы «Жилье – российской семье!» Вторым подрядчиком на этом объекте еще с 2014 года является ООО «Инвестиционно-строительная компания «Кубанское», которой владеют уже упомянутые выше Асхат и Анзор Салпагаровы.

Госконтракты раздают «своим»?

Куда скромнее заработали застройщики за счет мэрии Черкесска, которая никаких больших работ в 2016 году вообще не заказывала. Самый крупный тендер выиграло ООО «ЭлитСтрой», принадлежащее бизнесмену Хусину Магометову: 63,4 млн. рублей фирма осваивает на реконструкции детского садика №35 «Росинка».

44,5 миллиона из муниципального бюджета в 2016 году заработала строительная компания «Новые перспективы», принадлежащая Людмиле Силютиной, на строительстве многоквартирного дома по улице Октябрьской (в районе железной дороги).

А вот фирмы Хусея Кочкарова «САХ-Эко» (ранее «Благоустройство») и «Чистогор» заработали только в прошлом году более 84 млн. рублей из бюджета Черкесска на санитарную очистку города и содержание автомобильных дорог и тротуаров. Тоже, согласитесь, неплохой бонус. К слову, десять лет назад Кочкаров возглавлял отдел агитации и пропаганды в региональном отделении «Справедливой России» и баллотировался в депутаты гордумы Черкесска, но неудачно.

Кто строил дома культуры?

Ну и, наконец, самыми скромными оказались госконтракты республиканской «Дирекции капитального строительства».

Самыми крупными объектами для республиканского бюджета в 2016 года стало строительство трех Домов культуры. В ауле Псыж новый ДК обошелся в 24,5 млн. рублей (подрядчиком выбрали ООО «СтройИнвест» Ансара и Мурата Кубановых), а в ауле Хурзук – в 22,3 миллиона (подрядчиком стало ООО «СтройИнвест» Магомеда Гаппоева). Ну а в ауле Кош-Хабль ДК нужно было не строить заново, а реконструировать имеющийся: фирма «А-Строй», принадлежащая Аслану Казанокову, получила из бюджета 22,4 миллиона.

Государственный застройщик – в минусе

salpagarov
Семья сенатора Салпагарова контролирует и строительный бизнес

Какие же строительные компания Карачаево-Черкесии в разгар кризиса чувствуют себя увереннее всего? Да именно те, которые и получают бюджетные заказы. Взять хотя бы те компании, о которых выше и шла речь в нашем расследовании.

Успешнее всего сработало ООО «ИСК «Кубанское», контролируемое фамилией сенатора Ахмата Салпагарова.

По данным бухгалтерского баланса, в 2015 году компания заработала 3,5 миллиарда, в том числе валовая прибыль составила 232 миллиона, а вот чистая прибыль – 73,5 млн. рублей.

ООО «СУМС «Карачаевское» заработало за тот же период почти 1,4 млрд. рублей, валовая прибыль, по данным бухгалтерского баланса, составила 116 миллионов, а чистая прибыль – 16,7 миллиона.

В 2015 году ИСК «Кубанское» заработало 3, 5 миллиарда рублей

ООО «Агростройкомплект», по данным бухгалтерского баланса, в 2015 году заработало 793 млн. рублей, валовая прибыль составила 26,2 миллиона, а чистая прибыль – 3,7 миллиона.

Скромнее всего выглядят показатели ООО «Шанс», заработавшего 584 млн. рублей (валовая прибыль – 29,5 миллиона, а вот чистая прибыль – почти 14 млн. рублей).

sad
Суд заставил правительство КЧР вернуть 100-миллионный долг фирме «Мизам»

Даже строительная компания «Мизам», учрежденная Минимущества Карачаево-Черкесии (она зарегистрирована в Усть-Джегуте), заработала всего 266 миллионов.

Но чистая прибыль составила весьма скромные 5,5 миллионов (кстати, в конце прошлого года правительство и Дирекция капстроительства КЧР по решению Арбитражного суда начали выплаты фирме «Мизам» 100 — миллионного долга за строительство школ и детсадов).

По итогам нынешнего финансовые показатели будут и вовсе отрицательными: у единственного государственного застройщика в Карачаево-Черкесии был один-единственный госконтракт – на ремонт кровли жилого дома в станице Зеленчукской. Аж на 3,7 миллиона!

текеев
Семья мэра Карачаевска так же занимается строительным бизнесом. Его племянник застраивает целый микрорайон

Впрочем, можно сравнить и с финансовым результатом работы крупнейших строительных компаний, которые к бюджетным деньгам вообще отношения не имеют.

Так, сейчас в Черкесске возводится новый микрорайон «Созвездие» из 16 монолитно-каркасных многоэтажек. Так вот, застройщик, ООО «Созвездие», принадлежащее родному племяннику мэра Карачаевска Ахмату Текееву, в 2015 году, если верить бухгалтерской документации, опубликованной на портале «Коммерсант-картотека», получило чистый убыток в 635 тысяч рублей.

Новый микрорайон из 16 монолитно-каркасных многоэтажек возводит родной племянник мэра Карачавска

Еще одна крупная частная компания – «Югеврострой», принадлежащая Мурату Богатыреву (он же и генеральный директор). По итогам 2015 года ее выручка составила 48 млн. рублей, однако чистая прибыль – чуть менее 600 тысяч.

жк
Строящийся дом в Черкесске по ул. Ленина, 2

В сегменте элитного жилья лидирует ООО «Домостроительный комбинат», зарегистрированное… в одной из комнат в здании гостиницы «Черкесск». Сейчас оно возводит в Черкесске жилой комплекс на месте бывшей обувной фабрики по улице Ленина, стоимость квадратного метра достигает небывалых по меркам республиканской столицы 45 тысяч рублей. Владельцем компании является Рустам Сруков, а за 2015 год фирма выручила 2,4 млн. рублей (при этом, как ни поразительно, в графе «чистая прибыль (убыток) в бухгалтерском балансе – нули).

Самые дорогие квартиры в КЧР продаются в жилом комплексе на месте бывшей обувной фабрики Черкесска

Несколько многоэтажек в разных городах республики строит ЖСК «Жемчужина», совладельцами которой являются пять человек (Михаил и Марат Биджевы, Тамара и Арсен Омаровы и Арсланбек Шугаибов). В 2015 году, как ни удивительно, выручка кооператива официально составила всего 345 тысяч рублей, а чистый убыток – 628 тысяч.

Как видно из приведенных цифр, в Карачаево-Черкесии серьезно зарабатывать на строительном бизнесе могут лишь те компании, которые имеют «завязки» в органах власти. И круг этот давно очерчен, постороннего в него не пустят…

Компанию Юрия Нартокова разорили

Достаточно вспомнить историю ООО «Агростроительная фирма «Черкесская», которая в феврале 2014 года начала строить девятиэтажный 36-квартирный дом по улице Международной. Застройщик получил в администрации разрешение и положительное заключение государственной экспертизы.

Судья Черкесского городского суда Оскар Кочкаров в сентябре 2014 года признал стройку незаконной, а спустя три месяца судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесии Дмитрий Миллер – полностью законной. Спросите, как такое может быть?! Ну, это вопрос к республиканской Фемиде…

Мэрия Черкесска выдала разрешение на строительство дома, а затем потребовала его снести

Затраты на демонтаж недостроенного дома «АСФ «Черкесская» оценила в 13,3 млн. рублей. И предъявила эту сумму к оплате из бюджета Черкесска, ведь именно по вине администрации застройщик понес убытки. Сначала чиновники выдали разрешение на строительство, а теперь требуют дом снести. Дело сейчас рассматривается в арбитражном суде.

Но главное, что фактически оказалась разорена успешная строительная компания, работников которой директор Юрий Нартоков был вынужден отправить в отпуска «без содержания». Ведь у них нет высокопоставленных «заступников» ни в Совете Федерации, ни в республиканском правительстве, ни в местных муниципалитетах.

Антон Чаблин

https://kchr-inform.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *