Как перерабатывают россияне

Одним из следствий медленного преодоления кризиса и стагнации экономики стал рост продолжительности рабочего времени россиян, большая часть которого не оплачивается должным образом. Это означает, что многие работодатели пытаются выйти из кризиса за счет сотрудников, что повышает риск трудовых конфликтов.

Наталья Тихонова из Института социологии РАН и Анастасия Каравай из РАНХиГС в статье «Влияние экономического кризиса 2014–2016 гг. на занятость россиян» исследовали воздействие разных аспектов экономических неурядиц на труд наемных работников, изучив результаты регулярных опросов 2000 работающих россиян и данные Росстата.

Как отмечают ученые, кризис мало сказался на продолжительности рабочего дня. Число работников с неполной занятостью в организациях (по инициативе работодателя, по соглашению сторон или из-за простоя) выросло за два года (с IV квартала 2014 г. до IV квартала 2015 г.) с 1,03 млн до 1,16 млн на 12,6%, а к концу 2016 г. снизилось до 1,06 млн. Но даже в разгар кризиса в конце 2015 г. доля сотрудников с неполной занятостью не превышала 3,3% от общей численности занятых в организациях. Тихонова и Каравай рассчитали, что наименьшая медианная продолжительность рабочей недели отмечалась в октябре 2015 г. (41 ч) – это на 2,4% меньше, чем в докризисный период (44,8 ч в феврале 2014 г.). К октябрю 2016 г. она оказалась выше докризисных показателей (43 ч) и на 4,8% больше, чем в кризис.

При этом примерно половина занятых стабильно перерабатывает. Доля привлекавшихся к сверхурочным работам составила 49% занятых в октябре 2014 г. и 56% в октябре 2016 г. Медианная переработка по сравнению с нормой Трудового кодекса (40 ч) выросла в кризисный период на 24%, с 4,2 до 5,2 ч, при этом далеко не все переработки оплачиваются. По расчетам авторов, сверхурочные в октябре 2015 г. получали 26% рядовых сотрудников торговли и бытового обслуживания, 38% рабочих, 35% специалистов с высшим образованием и 45% руководителей. В октябре 2016 г., когда кризис перешел в стагнацию, доля получающих сверхурочные рабочих и других низкооплачиваемых специальностей не изменилась, но незначительно выросла среди специалистов (до 37%) и значительно (до 52%) среди руководителей.

Низкий уровень оплаты сверхурочных привел к тому, что средняя почасовая оплата работников торговли и рабочих за годы кризиса почти не изменилась, у специалистов она выросла на 17,8%, у руководителей – на 16,7%. Наиболее пострадавшими от снижения реальных доходов при общем росте цен за два года на 24% оказались малооплачиваемые сотрудники, не способные в силу своего социального статуса и уровня образования защищать свои права.

Такая ситуация – следствие устаревших трудовых отношений и методов мотивации персонала. Государство ограничивает работодателей в возможности увольнения излишнего персонала и одновременно сохраняет негативный инвестиционный климат, препятствующий «созидательному разрушению», замещению неэффективных рабочих мест новыми привлекательными. Работники, особенно в малых городах, опасаются увольнения, чем пользуются работодатели, которые угрожают увольнением в случае отказа от сверхурочных работ. Кнут в качестве мотивации работника используется чаще пряника, отмечает Тихонова, в будущем это чревато ростом трудовых конфликтов. Снижается и производительность труда: по данным Росстата, в среднем она уменьшилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 1,7%, но в торговле и строительстве снижение более ощутимо – 12,5 и 4,2%.

https://www.vedomosti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *