Брошенные поневоле

Начиная с 8 ноября в Москве у здания МИД России проводятся одиночные пикеты с требованиям к российским властям начать срочную эвакуацию черкесов, проживающих в Сирии. Участники пикета отмечают, что в арабской стране проживает не менее 120 тысяч наших соотечественников, которые выехали с Кавказа после окончания русско-черкесской войны, а сейчас оказались невольно втянутыми в чужой конфликт.

Более того, по данным международных черкесских организаций, в населенных пунктах, где компактно проживают выходцы с Кавказа, идут ожесточенные бои между повстанцами и войсками Башара Асада.

Если митинги, шествия и другие массовые акции в России стали делом сложно организуемым и чреватым после принятия поправок в закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, то одиночные пикеты остались чуть ли не единственным способом высказать свою гражданскую позицию и реализовать свой творческий потенциал. Именно так решили поступить активисты, представители черкесов, проживающих в различных регионах России.

Одиночные пикеты начались 8 ноября. Визуально это выглядит так: стоит молодой человек, держит в руках плакат, на котором написан лозунг – требования обратить внимание российских властей на существующую проблему, а также поддержать репатриацию сирийских черкесов на свою историческую родину.

Цель мероприятия – привлечь внимание к проблеме. Правда, как признаются сами участники акции, кроме прохожих, которые в своем большинстве, бегло прочитав надпись на плакате, также поспешно удаляются, никто из официальных персон из МИДа целью пикета не интересуется.

Молчать нельзя

Как считает Рустам Шкахов, вышедший на свой одиночный перформанс 13 ноября, российские власти не должны игнорировать ситуацию, когда десятки тысяч людей остались один на один с военным конфликтом в Сирии.

“Каждый день приходят новости о гибели людей, о бомбардировках населенных пунктов, – говорит ШЩкахов. – И в этом пекле находятся наши соотечественники черкесы. Есть закон о соотечественниках, исполнения которого я требую от российских властей. Больше нельзя игнорировать наличие проблемы, а нужно начинать действовать – срочно эвакуировать черкесов на свою историческую родину”.

Залим Тхагалеков, вышедший на пикет 14 ноября отмечает, что за все это время российские власти, МИД в частности, лишь комментируют, что “необходимо урегулировать сирийский конфликт мирным путем, но в стране уже более года идет кровопролитная война, каждый день унося новые жизни, среди которых могут быть и наши соотечественники”.

“Есть списки людей, которые хотят вернуться на свою историческую родину – республики Кавказа, так как в Сирии черкесами называют и представителей других народов региона – дагестанцев, чеченцев, осетин и других”, – отмечает Тхагалеков.

Артур Кумыков, вышедший на пикет 15 ноября рассказывает: “В отличие от безразличных властей население той же Кабардино-Балкарии, откуда я родом, обеспокоено судьбой своих соотечественников. По имеющимся данным, в республике уже находятся около 500 человек, приехавших из Сирии. Никаких явных культурных различий, языкового барьера я не заметил – репатрианты с легкостью влились в жизнь республики”.

Кумыков, держа плакат с требованиями к властям нашей страны срочно эвакуировать на историческую родину сирийских черкесов, раздавал прохожим листовки.

“Это нужно для того, чтобы люди, простые прохожие поняли в чем проблема, кто такие черкесы, и как они оказались вдали от родины”, – отметил пикетчик.

17 ноября пикет прошел на площади Краснопресненской заставы около памятника героям революции. Мероприятия у памятника собрало 20 участников с флагами, плакатами и лозунгами в руках.

Заложники чужого противостояния

В тексте листовок говорится, что сегодня черкесы, вынужденные проживать в 50 странах мира, обеспокоены судьбой 120 тысяч соотечественников, находящихся на территории Сирии, “где сейчас идут кровопролитные бои между повстанцами и войсками, верными режиму Башара Асада”.

“В Сирии проживает многочисленная черкесская диаспора, образовавшаяся в результате изгнания черкесов с Кавказа после окончания Русско-Черкесской войны 1763 – 1864 гг. Сегодня наши братья стали заложниками чужого противостояния. Их села подвергаются артобстрелам и бомбардировкам с обеих сторон. Не имея возможности защитить себя, люди гибнут”, – отмечается в тексте листовок.

Там же говорится, что согласно законодательству России (закону о соотечественниках), черкесы Сирии являются российскими соотечественниками.
“Черкесы (адыги) Сирии неоднократно обращались к руководству Советского Союза, а затем и Российской Федерации с просьбой дать возможность возвратиться на свою историческую родину – в Россию, на Северный Кавказ. Однако эти просьбы игнорируются, как в прошлом, так и сегодня.

В условиях войны в Сирии Россия требует от соотечественников наличия многочисленных справок, собрать которые в разрушенной стране, где идет война, невозможно. У подавляющего большинства нет и денег, чтобы оплатить российские визы, не говоря уже о приобретении билетов”, – отмечается в тексте документа.
Черкесское сообщество “призывает правительство России наконец услышать нас и эвакуировать наших соотечественников из зоны военных действий в Сирии, как это сделали остальные цивилизованные страны в отношении своих соотечественников”.

А Россия причем?!

Прохожие в своем подавляющем большинстве были не в курсе о наличии проблемы черкесов в Сирии.
“Я знаю, что в Сирии идет война – это волна арабских революций, начавшихся с Египта, Туниса и Ливии, конечно не без помощи США. А то, что в Сирии, проживает столько кавказцев, я не знала.

А почему главы республик Северного Кавказа молчат? Хотя нет ничего удивительного – легче игнорировать, чем брать на себя такие обязательства”, – прокомментировала “Кавказской политике” жительница Москвы Людмила Афанасьева.

Еще один прохожий, согласившийся на диалог, после прочтения плаката отметил, что “войну в Сирии разжигает США и Франция, а причем тут Россия”.
“Мы тут свой Кавказ не можем прокормить, вы говорите о еще 120 тысячах?! Куда их столько расселять, если в России происходит ЧП масштаба одного дома – расселение идет годами, а тут целый народ”, – отметил прохожий, отказавшийся представиться.

Пожилой мужчина, представившийся Сергеем Ивановичем, в отличии от предыдущих собеседников, оказался более подкованным во внутренней политике России:
“Ну, представьте себе, признает Лавров проблему черкесов в Сирии, дальше что будет? А дальше эти черкесы, вернувшись на историческую Родину, будут требовать ее полную составляющую – Краснодарский край, например. Потом пойдет требование признать геноцид народа, Олимпиада в Сочи. А кому это нужно? Никому”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *