Как Карачаево-Черкесия потеряла крупного налогоплательщика

В 60-х годах прошлого века город Черкесск больше напоминал ухоженную южную станицу, чем столицу автономной области. В нем было лишь несколько двух- и трехэтажных зданий — Дом правительства, почтамт, вокзал, станция переливания крови, магазина «Урожай», бывшее НКВД. На узенькой булыжной мостовой центральной улицы Ленина едва разъезжались два маленьких автобуса.

4564566

Руководство СССР решило превратить эту небольшую сельскохозяйственную область в один из индустриально развитых регионов Северного Кавказа. Всего за десяток лет здесь было построено два десятка крупных заводов, восемь из которых стали ведущими в своей отрасли в масштабе всей страны. В 1990 году, к моменту выхода из состава Ставропольского края, КЧАО имела в доходной части бюджета в 2,6 раза больше, чем потребляла. Т.е. налицо был огромный профицит бюджета. Разумеется, большинство этих доходов, а заодно и бурное преображение бывшей станицы, обеспечивалась промпредприятиями.

Но последующие руководители преобразованной республики посчитали, что поддержка градообразующих предприятий требует слишком много воли и экономической грамотности. Они решили, что легче просить деньги у Москвы, чем возиться со всеми этими заводами. Результатом этого шага стал начавшийся отток с предприятий, а заодно и из республики, квалифицированных руководящих и инженерных кадров, в основном русской национальности. В какой-то момент бывшие руководители из КЧР возглавили практически весть состав правительства соседнего Ставропольского края.

Особняком среди разоряемых предприятий стоял гигант химической индустрии СССР — Черкесское химическое производственное объединение имени своего основателя и бессменного руководителя с 1944 по 1999 год, Героя социалистического труда, кавалера двух орденов Ленина и орденов «Дружбы народов», «Знак почета», «За заслуги перед Отечеством» Захара Сосланбековича Цахилова.

Это предприятие обеспечивало лакокрасочной продукцией всю страну, начиная от крупных автозаводов и заканчивая кораблями и подводными лодками военно-морских сил СССР и России. На производстве трудились десятки тысяч жителей области. Кроме того, под руководством З.С. Цахилова в республиканской столице было построено одно из лучших учреждений здравоохранения — медико-санитарная часть, санаторий-профилакторий, профтехучилище, Дворец культуры «Химик», детские сады, современный десятиэтажный жилой комплекс. Химзавод обеспечил город Черкесск бесперебойно работающими до сих пор современными инженерно-техническими коммуникациями, основной системой водоснабжения и троллейбусным транспортом.

Но почему-то всероссийский успех этого предприятия и таланты его руководителя не радовали республиканское руководство. Захара Цахилова необоснованно преследовали, а его успехи на посту руководителя предприятия не давали покоя любителям легкой наживы. По оценкам экспертов-экономистов, даже в начале 2000-х годов доходная часть бюджета республики могла быть сформирована за счет одного только ЧХПО.

Однако гигантское предприятие обанкротила и выкупила за смехотворную сумму небольшая группа чиновников. Знаменитое предприятие продали за 200 миллионов рублей, то есть дешевле, чем стоила земля, занимаемая объединением в черте города.

Справедливости ради стоит отметить, что земельный участок площадью 100 гектаров пока остается в государственной собственности. Но что ним будет завтра, догадаться нетрудно.

Три года назад Федеральная налоговая служба, проведя анализ конкурсного производства ОАО «ЧХПО» им. З.С. Цахилова, выявила явные признаки преднамеренного банкротства путем создания фиктивной задолженности перед основным кредитором ООО «Капитал Казань».

В связи с этим ФНС России поручила Управлению налоговой службы КЧР обратиться в МВД КЧР с жалобой на действия конкурсного управляющего ОАО«ЧХПО» Вениамина Халитовича Хубиева, поскольку в его действиях при процедуре банкротства содержатся явные признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 196 и 210 Уголовного Кодекса РФ. То есть — преднамеренного банкротства с использованием фиктивных вексельных схем и выводом основных активов заранее на сумму около миллиарда рублей.

ФНС России также попросила налоговую службу КЧР обратиться с жалобой о нарушении процедуры банкротства в Арбитражный суд КЧР. Копии жалоб в М КЧР и Арбитражный суд КЧР ФНС России просит представить не позднее 26.06.2013 года. Налоговики обеспокоены масштабными хищениями в ходе процедуры банкротства и сформулировали вопросы, которые касаются не только работников и акционеров промышленного гиганта, но и все население республики.

Когда приобретали векселя, по которым активы в 1 млрд. рублей были выведены до начала процедуры банкротства? Кто выпускал эти векселя? Кто их продавал? Когда эти векселя были отчуждены в пользу ООО «Торговый дом ЧХПО» Как проходил конкурс? Кому фактически достались лоты на торгах? Почему приняли завод стоимостью 2 млрд рублей, а обанкротили за пару сотен миллионов? Каков размер нанесенного государству ущерба?

Однако руководство Управления ФНС России по КЧР подозрительно не торопилось отчитаться перед вышестоящим федеральным органом. Первое рабочее совещание было проведено только спустя после объявленной федеральной службой даты отчета, т.е. 30 июля 2014 года.

Совещание решило направить в СК и МВД по КЧР заявление о возбуждении уголовного дела в отношении руководства ОАО «ЧХПО» им. З.С. Цахилова до 01.09.2014 года. Т.е. еще дальше оттянуло время. По данным на 1 февраля уже 2015 года данное заявление еще не было направлено в правоохранительные органы.

Жители республики недоумевают и возмущаются такими действиями. Куда же смотрели глава республики Рашид Темрезов и прокурор КЧР А.В. Терещенко? Почему налоговая затягивает процесс разбирательства с делом о банкротстве? Чем смогут перекрыть республиканские чиновники недопоступление налогов от ЧХПО?

Генеральной Прокуратуре России хочется задать вопрос: как такой гигант мог уйти за копейки? Вопросов много, но небольшой анализ задействованных в процедуре банкротства лиц объясняет все происходящее. Клановость в Северо-Кавказских республиках — беда для Российской государственности. Но еще большая беда — в многонациональных субъектах. Здравый смысл подсказывает, что при всей неопытности главы республики Рашида Темрезова, не мог он пропустить такой обман.

В выигрыше оказались приближенные к нему лица определенной национальности, а в проигрыше русские люди, чьим трудом создавалось это мощное предприятие. В одночасье одни обогатились, а другие обнищали. Клан Темрезова блестяще завершил операцию, начатую его предшественниками, руководившими этой республикой.

А в результате воровство и грабеж со стороны чиновников неизбежно приводят к разбалансировке сил и обострению национального вопроса в такой многонациональной республике.

Николай Фаризов        http://polit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *