«В Карачаево-Черкесии процветает архаичная клановость

О том, какие социально-экономические проблемы стоят перед Карачаево-Черкесской Республикой, в интервью «Росбалту» рассказал член Союза журналистов России, член президиума ОО «Конгресс карачаевского народа» Нюрлю Гербеков.

— Нюрлю Бекмурзаевич, судя по сообщениям в СМИ и заявлениям некоторых общественных деятелей, межнациональную обстановку в Карачаево-Черкесии безоблачной не назовешь. Так ли это на самом деле?

— Темы, касающиеся межнациональных отношений, надо обсуждать с привлечением общественности, за круглым столом. Любой национальный вопрос должен быть решен, дабы он не вырос в националистические настроения. Вот и сейчас, уверен, назрел такой момент. Впрочем, обо всем по порядку…

Карачаево-Черкесия – регион, где относительно мирно уживаются представители разных национальностей. Тем не менее, у каждого народа существуют проблемы, связанные с сохранением идентичности, проблемы, о которых хочется кричать во всеуслышание. Однополярный подход заканчивается однополярной же политикой. Что мы и наблюдаем в сегодняшней Карачаево-Черкесской Республике.

Когда Рашид Темрезов пришел к власти, он сказал, что со всеми национальными организациями будет тесно взаимодействовать, учитывать их интересы. Сегодня мы видим, что глава КЧР к диалогу не очень-то и стремится. Само собой, это порождает конфликтные ситуации, которые нарастают в республике, как снежный ком.

За последние годы общественная жизнь в регионе сошла на нет. Общественные деятели потеряли надежду и веру по отношению к власти. Впрочем, и люди тоже. Было время, когда любое недовольство высказывалось, созывались собрания, на которых люди выступали, добивались своего. А главное — верили, что все можно изменить к лучшему. Сейчас же, к моему сожалению, этой веры нет, и создается ощущение полной безысходности.

— В чем, на ваш взгляд, причина?

— Глава КЧР большую часть времени находится в Москве, занимаясь политическими делами, а не проблемами республики. Хотя в регионе, будем говорить откровенно, за последние несколько лет что-то сделано, учитывая почти 20-летний застой. Никто этого и не отрицает — например, работы по благоустройству проводятся, причем с большим пафосом (кстати, не значит ли это, что цель одна — просто закопать деньги в очередной раз?) Но очевиден факт: с общественностью, а значит — и с народом, глава абсолютно не взаимодействует. Причем со всеми национальными организациями. Власть в республике в который раз, и которым уже по счету главой, переформатирована в ручное управление.

Рашид Темрезов упускает диалог даже с карачаевской общественностью. Хотя другие национальные организации заявляют, что глава республики не имеет права помнить, что он — карачаевец, и должен одинаково распределять свое внимание между всеми национальностями. Однако может ли глава республики забывать, что он карачаевец? Я думаю — нет. Потому что Темрезов был избран главой именно потому, что представляет карачаевскую национальность. Ни для кого не секрет, что во всех национальных кавказских республиках, как и в КЧР, есть паритет власти. Исходя из численности народа, за каждой национальностью негласно закреплено место во власти. Именно поэтому во времена Эбзеева и произошел бунт черкесов — потому что бывший глава легким мановением руки отдал их место греку.

Будь Темрезов представителем другой национальности, он бы не стал главой республики. Он глава не потому (или не только потому), что сам, исходя из личных и профессиональных качеств, достоин этого. А потому что он — карачаевец. И вряд ли ему будет полезно забывать об этом и игнорировать свой же народ и его интересы. Я уже не говорю о других.

Вот, например, по мнению главы президиума общественного движения «Русь», председателя Координационного совета национальных общественных организаций Карачаево-Черкесии Николая Хохлачева, из нашего региона продолжают уезжать русские… Цитирую: «Отток русского населения происходит по многим причинам, и прежде всего, из-за отсутствия работы. А почему нет рабочих мест? Потому что практически полностью отсутствует промышленность. Только в Черкесске из-за закрытия заводов и фабрик уменьшение производства, сокращение штата на таких предприятиях, как радиозавод, завод РТИ, «Каскад», «НВА» и др, мы потеряли около шестидесяти тысяч рабочих мест. Изучив национальный состав в разных возрастных группах, пришли к выводу, что через 15-20 лет число русских в Карачаево-Черкесии будет составлять 12% от общего населения. И с этим надо что-то делать… В руководстве администрации президента 64% руководящих должностей занимают лица карачаевской национальности. Мы не обвиняем карачаевский народ, но мы обвиняем руководство КЧР, которое не учитывает интересы других народов»…

К большому сожалению, этот взгляд и эти претензии однобоки. Ведь из региона бегут и представители других национальностей! И хотелось бы обратить внимание на то, что в первую очередь это результат неправильной национальной политики нынешнего руководства республики.

— Однако местные власти регулярно рапортуют об успехах, которых удалось добиться за последнее время…

— Что бы там нам ни пытались внушить по поводу открытия в регионе новых фабрик, предприятий, привлеченных инвестиционных проектов, на самом деле все остается на словах. Экономический блок региона по-прежнему гол как сокол. Та же безработица, те же недоношенные зарплаты. Многие отрасли производства, в том числе промышленность, оказались на грани полного развала. На сегодняшний день прекратили существование крупные промышленные предприятия – радиозавод, Карачаевский инструментальный завод, Урупский радиозавод, Химическое производственное объединение, почти перестали работать заводы «Каскад», РТИ, НВА, «Холодмаш». Видя несоответствие бравых отчетов руководства республики о «внушительных экономических сдвигах», в пору воскликнуть: «а король-то, голый!»

При этом хотелось бы внятно сказать господам из национальных общественных организаций, которые сегодня пытаются катить национальную «бочку» на карачаевцев: проблема Карачаево-Черкесии не в том, что карачаевцы захватили власть, а в том, что это сделал клан Темрезовых. Если вы думаете, что карачаевскому народу хорошо от того, что родственники Темрезова всех мастей рассажены по «рыбным» местам, вы жестоко ошибаетесь. В республике процветает средневековая архаичная клановость, а не национальная однополярность!

Экономика в глубоком кризисе. Чиновничья должность сегодня обеспечивает процветание — ведь она дает доступ к бюджетному финансированию. Потому во власть так стремятся внедрить «своих», и естественно, что без ведома главы республики такое беззаконие не происходит. Говорят же: «Рыба гниет…»

— И каковы итоги этого «гниения» на сегодняшний день?

— Как представитель карачаевцев, я хотел бы перечислить самые злободневные проблемы моего народа. И первое, на что я хотел бы обратить внимание: не одни русские покидают наш регион. По лично моим наблюдениям, около 500 человек карачаевской национальности ежегодно выезжают за пределы нашей республики, и я считаю, что для моего тысячного народа это цифра немалая. Хотел бы напомнить лидерам других общественных движений еще о таких фактах. В нашей республике везде есть газ и вода, кроме аулов и поселков компактного проживания карачаевцев. Это общеизвестный факт. И в наших аулах, к сожалению, множество брошенных домов. А, как известно, аулы – доноры роста населения. Скажу больше, есть даже брошенные аулы!

Если общественные лидеры других народов, да и сами народы думают, что глава Карачаево-Черкесии больше делает для своего народа, то глубоко ошибаются. Мы, простой народ (я, естественно, причисляю себя к нему), этого не в коем разе не чувствуем. По большому счету, у главы региона нет ответственности перед народом. Почему? Да потому что народ его не избирал!

Воистину, дело не в народах, а в тех, кто ими управляет. Интересное явление: народы Российской Федерации открытым и честным голосованием избирают президента, лидера страны, а вот главу маленькой республики не могут выбрать. В этом праве нам просто отказано! При этом центру все было преподнесено так, будто сами народы нашей республики изъявили желание о прямом назначении из Москвы.

Так почему же наши руководители отказали нам в выборе? Если Ставропольский край или Чеченская Республика могут путем голосования выбирать себе главу региона, почему у нас нельзя? Наверное, боятся, что народ проголосует не так, как угодно людям, стремящимся во власть. Вывод: чего-то боятся, есть что скрывать!

— Что именно?

— Глава нашей республики был одним из тех, кто лоббировал ситуацию, чтобы не состоялись всенародные выборы. В интервью, везде, где он выступал, то говорил, настаивал, даже кричал о том, что выборы в республике могут привести к межнациональным конфликтам. Он собрал вокруг себя таких же, как он сам…

У нас в регионе два раза проходили всенародные выборы главы. Люди разных национальностей начали понимать друг друга, договариваться. На выборах избирались достойные. И в один момент, оставив в недоумении десятки тысяч людей, представителей всех национальностей, проживающих в Карачаево-Черкесии, главу региона назначили. Человек, прямо скажем, был достойный, академик, автор Конституции РФ, ученый — круче не бывает! Ан нет — он стал неугоден. Человека сняли после двух лет работы… Сам того не ведая, он оказался втянут в национальный вопрос, и на этом споткнулся. Но перед законом он был чист, поэтому ему дали работу в Москве. Все думали, ждали, кому же теперь доверят возглавить республику — и подтвердились худшие ожидания…

— Почему худшие?

— Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: Карачаево-Черкесская Республика в рейтинге 85 субъектов РФ занимает 79 место, а нынешний ее руководитель в рейтинге глав регионов — на 18 месте. Напоминает памятник Хрущеву: голова — отдельно, туловище — отдельно… Это показатель того, что кроме слов ничего не делается. Где знаменитые проекты, обувные фабрики, комплексы, которые должны были процветать и реализовываться? Да, заложены первые камни. Но под лежачий камень вода пока не течет…

Вот все это ведет к недовольству, к разногласиям, народы начинают обвинять друг друга, нас – карачаевцев, потому что глава региона нашей национальности. Но от того, что первое лицо — карачаевец, к примеру, в Эльтеркаче в домах тепла больше не стало. Впрочем, так же, как и в Жако, в Исправной… А все почему? Да потому что для него важнее свой рейтинг, чем проблемы республики и простого народа. Повторюсь: главе региона вообще республика не нужна, и он никакой ответственности не несет перед ней. Вот и ответ на то, почему он не хочет идти на прямые выборы.

Когда человек идет на выборы, он знает, что отвечает перд каждым, кто отдал за него голос. А здесь кроме «бла-бла-бла» — никаких конкретных дел. Да, в Москве перед руководством страны он отчитывается, говоря о том, что республика процветает, «на ура» реализуются национальные проекты, федеральные и республиканские программы, и т.д. и т.п.

Недавно в КЧР приезжал председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. Мы, общественники, напрашивались к нему на встречу. Но, он, к сожалению, не смог нас принять — его ведь так опекали… Приехал, ему прочитали красивые доклады, большой депутат похвалил меньшего, спели дифирамбы… А слабо было, чтобы представитель комитета по национальностям вышел на улицы города и пообщался с простыми людьми? Было бы очень интересно, если бы он увидел и услышал скандалы, когда утром стоит очередь к главе региона… Опять-таки, все это видим мы – местные. А приезжим чиновникам все преподносится с точностью наоборот. Вот о таких вещах нужно говорить, не молчать!

— Каков ваш прогноз относительно дальнейшего развития ситуации?

— Мы — умудренные опытом 1999 года. Мы видели, к чему может привести такая политика. Да, крови не было. Но доводить проблемы до точки кипения не стоит. Это ни к чему хорошему не приведет. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что в ближайшее время мы, общественники, должны сесть за круглый стол. Да, не всегда я согласен с тем, что говорит тот или иной лидер народа. Но я уважаю их мнение. Тем более, мнение председателя Координационного совета национальных общественных движений республики. Более того, в обсуждении должны участвовать все заинтересованные лица. Никого не надо отвергать. Мы не хотим выяснять отношения — наоборот, мы стремимся приоткрыть занавес того, что сегодня реально происходит во властных структурах, в национальной политике республики.

Очевидно, что каждая общественная организация пытается отстаивать интересы своего народа, и в этом ее ценность. Но начинается перетягивание канатов. Порой никто не хочет увидеть и понять, что же все-таки творится у соседей… В этом и заключается опасность ситуации. Я, как карачаевец, могу сказать, что мой народ не хуже и не лучше других. Я люблю свой народ, жизнь отдам за него. Но каждый народ, каждый представитель определенного этноса, точно так же, как и я, переживает за свой народ.

Еще один серьезный момент, который меня беспокоит – это то, как появляются межнациональные конфликты. С полной уверенностью заявляю: если какие-то вопросы и возникают между народами, то они выгодны только тем, кто погряз в коррупции и клановости… Они же и начинают стравливать народы друг с другом…

Нам надо уяснить раз и навсегда: мы, народы, проживающие в Карачаево-Черкесии, обречены жить вместе! Историческая память людей мудрее политиков. Дабы сохранить мир и спокойствие в регионе, народы должны пониматьь друг друга, уметь договариваться. Мы должны уважать друг друга, чутко реагировать на боль другого народа, внимательно относиться к друг другу – вот чего сегодня нам не хватает. Однако у нас нет другого выхода, и здесь важнейшую роль играет национальная политика, проводимая главой региона…

— А что конкретно необходимо сделать в рамках этой политики?

— Проблем в республике накопилось много. Все мы о них знаем и чувствуем, что их надо решать всем вместе. Я имею в виду не только жителей республики и общественность, но и власть Карачаево-Черкесии. Руководители должны отстаивать интересы всех народов Карачаево-Черкесии и быть интернационалистами. Нужно сделать зачистку властных структур, чтобы они работали вне клановых интересов.

Представители каждого народа озабочены сегодня своими личными интересами, и неправильно, что им нет дела до других. Перед нами стоят задачи по разработке программ социального и экономического развития республики, ликвидации безработицы в селах и аулах – вот в чем надо объединить усилия, вот чем надо в первую очередь заниматься главе региона!

Разногласий не будет, если будет установлено равное представление всех народов во всех структурах исполнительной и законодательной власти. Если для этого необходимо внести изменения и поправки в Конституцию Карачаево-Черкесии — значит, их надо вносить. Любые политические решения, на мой взгляд, ведут к временной мнимой стабилизации, которая может взорваться в любой момент. А это уже будет вооруженное противостояние, кровь и война. Избежать такого развития событий – наша неотложная задача. Мы помним тяжелое противостояние…

— Что, по-вашему, можно сделать, чтобы избежать конфликтов и сплотить жителей Корачаево-Черкессии?

— В первую очередь, у республики должен быть руководитель, соблюдающий закон, предоставляющий всем народам одинаковые права и обязанности. В национальной республике обязательно должен соблюдаться национальный паритет. И для этого главе региона постоянно нужно находиться во взаимодействии с общественными лидерами народов, населяющих нашу республику. В реальности же получается наоборот: с лидерами общественных организаций общаться не хотят, простые люди не в силах перешагнуть клановость.

Выход из этой ситуации может найти только власть, только она в состоянии что-то изменить. Но для этого необходимо создавать условия для эффективной работы с общественными лидерами, с народом.

— Как вы считаете, действующий глава региона справится с этой задачей?

— Удивляет тот факт, с каким цинизмом, несмотря на острые проблемы национальных отношений в республике, Темрезов на Петербургском экономическом форуме заявил, что пойдет на второй срок. С таким-то багажом?!

Если же он считает, что у него все хорошо и ему нечего бояться, то почему не хочет проводить прямые выборы? Я лично уверен, что на прямых выборах Темрезов не набрал бы и 5% голосов — таков его реальный рейтинг в республике.

А он тем временем делает себе рейтинги в Москве, забывая, что истина – здесь, в Карачаево-Черкесии. Да, мы любим нашу столицу – Москву, но истина на нашей малой родине, в родной республике… Поэтому могу пожелать ему удачи — но только при условии выборов на общих правах, чтобы потом в народе, обществе разговоров и разногласий не было.

Беседовала Ирина Абрамова
http://www.rosbalt.ru/federal/2015/07/24/1422108.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *