«Память нужна для того, чтобы преодолеть последствия Кавказкой войны»

21 мая в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее состоятсяпоминальные мероприятия в память о жертвах Кавказкой войны.

Именно в этот день 152 года назад в горном селении Кбаадэ в лагере соединившихся русских колонн был отслужен молебен в честь покорения Кавказа. Но для народов Кавказа, для адыго-черкесского мира эта победа обернулась выселением в Османскую империю и уничтожением тысяч людей.

К концу XVIII века на Северном Кавказе от Причерноморья до Моздокских степей проживали не менее одного – а по мнению некоторых авторов, до двух миллионов адыгов. Но через 33 года после окончания Кавказской войны, по переписи 1897 года, их осталось 165 тысяч.

О том, как та война отразилась на культуре и фольклоре кавказских народов, как преодолеть проблему травмирующей исторической памяти этноса, КАВПОЛИТу рассказал доктор филологических наук, заведующий отделом адыгского фольклора Института гуманитарных исследований КБР Адам Гутов.

 – Адам Мухамедович, какие мысли возникают у вас при упоминании о Кавказской войне?

– Думаю о том, что судьбы не избежать. Но радует, что несмотря на все испытания и трудности адыгский народ, на языке которого я говорю, сохранился. С исторической арены исчезали великие воинствующие племена, при упоминании которых люди приходили в ужас, которые сотрясали весь мир. Но их след остался только в исторических свидетельствах.

А малочисленные беззащитные кавказские народы сохранились. И за это, наверное, нужно благодарить Всевышнего и судьбу. Как бы мы ни гордились смелостью наших предков, считали их рыцарями, достойными воинами, когда на тебя идет государство с многомиллионными ресурсами, никакое мужество не может спасти.

Это был период передела всего мира. Кавказ оказался в сфере интересов разных держав, хотя ни одна из них не принесла нам хлеб-соль, а приходили все с огнем и мечом.

Слава Аллаху, даже в этой страшной катастрофе, самой жестокой и кровавой войне мыне исчезли. Из этих событий надо извлечь для себя, для всего общества, человечества уроки, как победители, так и побежденные.

Все заблуждения человечества исходят из того, что выводов из прошлого не делается. Люди самоуверенны, они ослеплены славой, временным могуществом.

– История изучения Кавказской войны прошла разные этапы от полного замалчивания в советские времена до актуализации в постсоветский период. На ваш взгляд, как сегодня надо преподавать в школах, вузах историю Кавказской войны с учетом векового опыта совместной с Россией жизни?

– На всех этапах надо говорить, что война по форме ведения была глубоко несправедливой, жестокой. У кабардинцев есть выражение: кто не умеет убеждать словами, тот действует кулаками.

На самом деле была возможность мирного освоения кавказского пространства: существовали соответствующие проекты. Параллельно велась разработка программы военного освоения территорий. Победили вторые.

Очевидный результат этого решения – этническая катастрофа. Если бы вернуть историю вспять и представить, что верх одержали первые, сегодня этническая картина Кавказа была бы совершенно другой.

Хотя, думаю, не только этническая, но и психологическая картина Российского государства была бы иной – без острых противоречий, межэтнических трений, которые имеют исторические основания и могут быть использованы разными силами в своих далеко негосударственных интересах.

В партию мирного освоения Кавказа входили военные, интеллигенция, представители дворянства. На ее стороне выступали лучшие умы Российской империи: Пушкин, Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Одоевский, Грибоедов. Но победили не они, а те, кто говорил, зачем нам церемониться с этими дикими племенами, их надо уничтожить, нам нужны их земли, а не люди.

– Как отразилась Кавказская война на культуре, традициях, фольклоре кавказских народов?

– Я бы сказал, что шло взаимовлияние. Во-первых, жестокость, бесчеловечность породили множество песен, преданий, сказаний, историй. В этом отношении война стала эстетической частью художественного мира народа.

По инициативе покойного профессора Валерия Кажарова мы выпустили в свет сборник «Адыгские песни времен Кавказской войны». Это плачи по сожженным селениям, уничтоженным, замученным женщинам, детям, старикам.  Знаете, в этой большой книге вы не найдете ни одного слова проклятия в сторону русского народа.

Певцы-сочинители нашли в себе благородство, проклинать не простого солдата, а просили Всевышнего наказать царя, генералов, предателей из собственного народа, которые переметнулись в лагерь врага. Это один из признаков духовного здоровья народа.

Единственный шанс

– Говоря о результатах Кавказской войны, подвергается ли сомнению лозунг «Навеки с Россией!», кстати, написанный на арке при въезде в Нальчик?

– Безусловно, нет. Есть два взаимоисключающих, но вместе с тем взаимодополняющих суждения. Жить вместе хорошо, но у каждого должна быть свобода действий. В основе созданного Лениным государства, заложена идея союзных республик, которые имели право на самоопределение, были продуманы механизмы ее реализации, что и произошло в период распада советского строя.

Философы предсказывают времена, когда в существовании государства не будет необходимости, тем более такого централизованного, как Россия. Если они настанут, лозунг «Навеки с Россией» отпадет сам собой. Но и тогда наши народы не повернутся спиной друг к другу.

Пока же это мистическое будущее. Сейчас совместное проживание в Российской Федерации – единственный шанс сохраниться народам, населяющим ее, в том числе и кавказским. Мы сформировались как сообщество очень близких друг другу людей, в подавляющем большинстве мыслим, говорим, осваиваем науку, культуру посредством русского языка.

Русская культура в широком смысле включает не только искусство, но и другие атрибуты цивилизации – образовательную систему, науку, государственное устройство. Сломать все это – значит совершить самоубийство.

Лозунг «Навеки с Россией» актуальный, и он не подвергается сомнению. Государство не запрещает нам, мусульманам, молиться Всевышнему, совершать паломничество в Мекку, соблюдать свои традиционные обряды, говорить на родном языке. Даже в кризисной ситуации государство старается способствовать поддержанию национальной культуры.

Без всего этого нас сожрет та культура, которая называется глобализация. Это путь к безликости, унификации этнических особенностей. Если все будут одинаковыми, как мы отличим один народ от другого?

В Коране есть аят: мы создали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Аллах неспроста создал деревья высотой 10-15 метров и траву. Я уже не говорю о людях и животных.

— Часто повторяют: надо помнить о прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Но как должна проявляться эта память? Прошу прощения, если мой вопрос некорректен, ведь разъезжать на высоких скоростях по городу на машинах с вывешенными из окон флагами – это не совсем память. А такое принято как в день траура по жертвам Кавказкой войны, так и в День памяти жертв депортации балкарского народа.

В таком проявлении нет ничего предосудительного. Человек должен иметь возможность выплеснуть свои эмоции. Нужны митинги, праздники, другие проявления памяти – нельзя забывать печальные даты народа. Но все это должно быть в пределах разумного, главное, чтобы езда со знаменами не превратилась в самоцель.

Японская цивилизация одна из самых древних. Они умеют совмещать современную цивилизацию с тысячелетними традициями. Нам же кажется, что вчерашнее надо обязательно отбросить, забыть, жить только сегодняшним днем. Но так нельзя. Надо убирать только то, что никогда больше не пригодится, уже отмерло.

У адыгов, кавказских народов много красивых, хороших  обычаев. Но сможем ли мы сегодня сохранить их и передать следующим поколениям, зависит от воспитания, как люди отрегулируют отношения.

Память нужна для того, чтобы преодолеть последствия Кавказкой войны.Но здесь нельзя не сказать о тысячах соплеменников, оказавшихся за пределами Кавказа. И эту проблему тоже надо будет решать.

Нужна государственная поддержка, для тех, кто решит вернуться. Необходимо создавать рабочие места, выделить землю под строительство. Речь не только об адыгах: за пределами родины оказались представители дагестанских народов, чеченцы, карачаевцы, балкарцы, осетины. Я был в Сирии, Турции, Иордании, общался с ними и знаю, чем они живут.

Балкарцы, ингуши, чеченцы были сосланы в Казахстан и Киргизию. Местное население относилось к переселенцам не плохо, но тем не менее, депортированные народы были чужими на этой земле. Их просто терпели.

Приблизительно в такой – и даже еще более тяжелой ситуации более 150 лет наши соплеменники живут в Турции, странах Ближнего Востока. Их терпят, но при случае скажут: убирайтесь, откуда пришли.

Да, среди наших соотечественников есть успешные бизнесмены, политики, но добились успеха незначительный процент из пяти-шестимиллионной черкесской диаспоры. А остальные?

У меня в голове вертится стихотворение, которое написал турецкий черкес. Смысл его такой: о, Аллах, у меня есть одна просьбе к тебе. Дай мне увидеть своими глазами, что Кавказ существует, там еще живут и разговаривают на своем языке мои соплеменники. А потом я согласен сойти в ад. Вдумайтесь в эти слова: человек мечтает увидеть родину, а после он готов безропотно переносить муки ада. Он выразил мысли и мечты миллионов наших соотечественников.

Конечно, массового возвращения не будет, это исключено. У каждого там свой дом, сложившиеся социальные связи. Но тем, кто хочет быть гражданином Российской Федерации, иметь возможность приезжать, жить на Кавказе, надо предоставить право на это. Необходимо найти политическое решение этому вопросу, рано или поздно его придется поставить перед руководством страны. Это снимет напряжение как внутри России, так и в диаспорах.

Без формальностей

– Как изжить проблему травмирующей исторической памяти народа?

– Если говорить о том, чтобы забыть, это неразумный путь. Забывать нельзя. Изжить значит преодолеть, побороть. А для этого надо внутри общества придти к согласию, единому мнению.

Я негативно отношусь к Ельцину как к политической фигуре. Но к 135-летию окончания Кавказской войны он прислал буквально извинительное письмо за все зло, которое Российская империя нанесла Кавказу. К сожалению, оно не превратилось в программный документ, на основе которого можно было бы построить государственную политику межнациональных отношений.

Возобладали крикуны, которые не любят свой народ, а может, даже к нему не принадлежат. Для достижения своих меркантильных интересов они используют русскую культуру, нацию. Вот откуда лозунги, что Кавказ – осиное гнездо, от которого надо отгородиться высоким забором.

Раздувание межэтнической розни внутри одного государства приведет только к разрушениям. Надо стремиться к гармонизации отношений, чтобы каждый человек чувствовал себя полноправным гражданином страны, в какой бы точке он не находился. Тогда это будет наша общая страна, общий дом, и общие интересы.

Сейчас одна из острейших проблем в стране – отсутствие идеологической составляющей, она стоит перед государством не меньше, чем экономическая. Человеку для жизни достаточно куска хлеба и воды. Но даже имея масло, мясо, хлеб, и другие блага без взаимопонимания, не будет покоя. На подавлении, уничтожении чужой мысли государство долго не может просуществовать.

– Как вы относитесь к решению отмечать в сентябре праздничную дату Дня адыгов?

– Хорошо, но при условии, что это будет способствовать консолидации, иметь позитивный резонанс во всем обществе. Поэтому этот день надо наполнить положительным содержанием, чтобы праздник не стал формальным, не проводился для отчетности – тогда люди его не примут.

Мне кажется День памяти адыгов – жертв Кавказской войны, как и 8 марта – День депортации балкарцев и другие памятные для народов даты, должны стать общими для всех нас. Это наше прошлое.

http://kavpolit.com/articles/razduvanie_mezhetnicheskoj_rozni_vedet_tolko_k_raz-25814/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *