Турецкие черкесы против переворота

События, произошедшие в Турции в ночь на 16 июля, возымели большой резонанс.Попытка военного переворота показала скрытые угрозы, которые таились внутри страны. Эта ситуация не могла не затронуть многочисленную черкесскую диаспору, которая вынужденно переселилась в Османскую империю во второй половине XIX века. Черкесы и другие выходцы с Кавказа составляют значительную и активную часть населения страны.

a42895988381172172676b0d7ce3a66c

Прокомментировать недавние события в Турции с позиции диаспоры мы попросили двух довольно весомых лидеров черкесского мира – первого вице-президента МЧА (Международной черкесской ассоциации), члена КАFFED Бурсу Реджами и президента КАFFED (Федерации кавказских Хасэ) Яшара Хагундоко.

– Господин Реджами, какова численность черкесов в Турции?

– В Турции проживают от пяти до семи миллионов черкесов. Почему я называю именно такую цифру? Дело в том, что с момента последней переписи населения прошло некоторое время. И по нашей оценке, на сегодняшний день численность диаспоры может достигать семи миллионов человек.

К сожалению, несмотря на такое количество, многие из нас не владеют родным языком. Особенно эта проблема остро стоит в больших городах.

Конечно, все они знают, что принадлежат к черкесскому этносу и откуда пришли, но когда родной язык уходит в тень, за ним непременно со временем следуют и традиции, и культура.

В селениях дела обстоят куда лучше. Здесь молодежь в основном владеет языком и соблюдает традиции. Вот только проблема в том, что сельского населения становится все меньше, все уезжают в города. Язык любого народа напрямую связан с его культурой и менталитетом. Если мы хотим сохранить народ с его языком и культурой, то нужно возвращать людей в села.

– В какой форме существуют связи с черкесами РФ?

– Безусловно, МЧА и другие организации стараются наладить и укрепить связи диаспоры с Кавказом, так как это наша историческая родина. Но я считаю, что только своими силами мы далеко не продвинемся в этом вопросе. Страны, в которых живут черкесы, тоже должны посодействовать в этих рвениях, иначе никак.

Бессмысленно противостоять кому бы то ни было. Мы должны находить общий язык со странами, в которых мы живем. В свое время мы столкнулись с несправедливостью, но эти времена прошли, и мы сегодня тоже другие.

Мы должны стараться выстраивать свои отношения с властью таким образом, чтобы политика страны отражалась на нас только положительным образом. Лежащие на дне реки камни – и те сталкиваются, что уж говорить о человеческих взаимоотношениях. Но мы должны быть политически мудры и стараться сгладить все раздоры.

Черкесы никогда не пытались навредить России, Турции или другим странам, где проживают черкесы. Более того, мы должны стараться сгладить конфликты, которые возникают между нашими странами. Ведь для нас не будет ничего хорошего в этом раздоре.

– Много ли черкесов в высших эшелонах власти?

– Черкесы как народ, давно проживающий здесь и зарекомендовавший себя с хорошей стороны, безусловно, представлены во власти. Черкесы есть в парламенте, в полиции, в армии и самых разных отраслях. Например, командующий авиацией Турции – тоже наш соплеменник, он абазин.

– Как Турция поддерживает диаспору?

– Несколько десятилетий назад у черкесов не было возможности учить свой родной язык. Сегодня мы такую возможность имеем. Власти страны пошли нам навстречу, и у нас есть даже курсы в университете. Обучение там ведут наши братья и сестры с Кавказа. Когда сегодняшние студенты закончат обучение, они сами станут преподавать родной язык в школах, будут приобщать молодежь к нашей культуре.

Я могу сказать, что все программы и проекты, которые власти направляют на благосостояние этнических турок, курдов, также направляют и на нас. Раньше мы все свои нужды решали неизменным способом – сами собирали необходимую сумму. Теперь же турецкие власти обещают оказывать материальную поддержку по ряду предлагаемых нами проектов.

Кроме того, я бы сказал, что показателем отношения властей к черкесам является тот факт, что во время Рамадана президент пригласил на ифтар представителей КAFFED.

– С какими словами вы бы обратились к черкесам, проживающим в России?

– Где бы мы ни жили, где бы ни находились, наша историческая родина остается нашей главной мечтой. Покинули мы родину или это произошло принудительно, но факт в том, что наши предки оказались на чужбине. А я хочу сказать спасибо тем, кто остался на Кавказе, тем, кто сохранил для нас землю отцов.

Яшар, на Кавказе говорят, что диаспора была полностью на стороне Эрдогана во время попытки переворота.

– В Турции несколько миллионов черкесов, мы активная часть общества, поэтому эти происшествия не могли нас не коснуться. Тем более, что мы представлены и в полиции, и в армии, и в парламенте. И все эти черкесы были, конечно, на стороне нынешнего президента.

Те, кто организовал попытку переворота, хотели свергнуть нынешние власти и установить свои порядки. Эти попытки обернулись крахом.

Я бы хотел отметить, что мы часто встречаемся с властью и, что важно, по многим вопросам находим общий язык и пути решения.

Участвовала ли диаспора в подавлении восстания, и если да, то каким образом?

– В парламенте, в полиции есть черкесы, и они, конечно, противостоят происходящим процессам. Черкесы участвовали в нормализации ситуации.

Черкесы хотят демократию, при которой у нас будет возможность изучать свой язык, придерживаться своей культуры. Сейчас у нас как никогда есть такая возможность.

Все эти события не несут для нас ничего хорошего, это всем очевидно. Это не наша «война», и мы стараемся донести эту мысль до обеих сторон.

В завершение что бы вы сказали своим соплеменникам в России?

– Мы вынужденно покинули родину. До сих пор пытались сохранить наш язык, наши традиции. Сегодня эти ценности под угрозой, так как Турцию пытаются вовлечь в различные конфликты, а также подорвать ситуацию изнутри. Все мы видели печальные события в Сирии. Никто, к сожалению, не может дать гарантии, что и нашей страны эти ужасы не коснутся.

Я считаю, что каждый, кто считает себя черкесом, должен обратить свой взгляд на свою историческую родину. Мы должны укрепить связи в среде нашей молодежи. В диаспоре проживают более пяти миллионов черкесов, нельзя дать им раствориться и исчезнуть.

В какой бы стране черкесы ни проживали, они всегда были верны государству, которое их приютило. Мы часто отстаиваем чужие интересы и нередко погибаем. Давайте будем заниматься своим народом! Я обращаюсь к Юрию Кокову, к Аслану Тхакушинову: помогите своему народу обрести единство!

http://kavpolit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *