Сдержанный оптимизм черкесских общественников

В Государственную Думу России готовится внесение законопроекта, предусматривающего упрощенную схему получения гражданства для потомков поданных СССР и Российской империи. Если поправка будет принята, то российское гражданство по упрощенной схеме смогут получить жители Финляндии и Польши, а также черкесы, которые покинули Кавказ после поражения в Кавказской войне, заявил в пятницу глава комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. Черкесские общественники, добивающиеся репатриации соотечественников на историческую родину из объятой войной Сирии, восприняли эту новость со сдержанным оптимизмом.

Черкесский общественник из Нальчика Аслан Бешто говорит, что воспринял заявление Гаджимета Сафаралиева со сдержанным оптимизмом:

“Главное, чтобы этот закон реально заработал. Если появятся различные подзаконные акты, какие-то дополнительные условия или препоны, которые не позволят загрузить новый закон в отношении черкесов, то никакого успокоения для нас не будет. Черкесам нужна не красивая отговорка, а реальная репатриация из Сирии, где они сейчас гибнут”.

Наверное, подобную сдержанность в оценках можно объяснить недавним письмом директора департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Александра Журавского черкесским общественным организациям. Пару недель назад чиновник обстоятельно разъяснил, что потомки черкесских мухаджиров хоть и являются представителями коренного народа России, но их предки покинули историческую родину по итогам Кавказской войны, так и не побыв подданными Российской империи, поэтому потомки мигрантов не вправе рассчитывать на преференции в получении гражданства.

Для черкесских общественников письмо Журавского стало своего рода декларацией бессмысленности диалога черкесов с российской властью. Впрочем, не все были столь категоричны. Черкесский общественник из Краснодара Аскер Сохт считает, что товарищ Журавский явно вышел за пределы своей компетенции. Возглавляемый им департамент занимается внутренней политикой, что касается соотечественников за рубежом – это епархия МИДа и Миграционной службы.

“Позиция, изложенная господином Журавским, – это сознательная провокация, – говорит Аскер Сохт. – За ней стоят политические силы, которые имеют вполне определенные националистические взгляды на данную проблему, но это не позиция государства, потому что государство не делит ни граждан, ни соотечественников по национальному признаку. Существует универсальная формула, которая характеризует гражданина, соотечественника и их правовую связь со страной. Здесь этнический фактор не играет никакой роли”.

Крайне сложная демографическая ситуация в России актуализирует проблему возвращения соотечественников. Но здесь среди российских элит обнаруживается разное отношение к репатриации, начиная от дифференциации диаспоры по этническому признаку, деления их на “необходимых” и “нежелательных”, заканчивая различными подходами к технической стороне вопроса.

Например, озвученная ранее правительством позиция состоит в том, чтобы предоставить процедуру упрощенного получения гражданства в рамках специальной государственной программы переселения соотечественников, т.е. по заранее утвержденному бюджету, по заявкам глав субъектов, согласившихся участвовать в программе.

Владимир Путин в последнем послании к Федеральному собранию озвучил новый подход к проблеме – исключительно на основе личного волеизъявления соотечественника, т.е. вне бюджетных схем и бюрократической волокиты. Столкновение этих двух позиций трудно не заметить, считает Аскер Сохт:

“Идет подковерная борьба различных политических сил, которые по-разному смотрят на этот вопрос. Просто удивительно, что позиция, которая ужа дважды была публично озвучена президентом, в том числе и в декабрьском послании к Федеральному собранию, до сих пор не сформулирована в форме закона”.

Часть черкесских общественников, добивающихся для своих соотечественников права на возвращение, связывает новые надежды с последними сигналами Владимира Путина и предстоящим обсуждением законопроекта об упрощенной схеме получения гражданства. Их менее оптимистичные коллеги задаются вопросом: а нам ли был адресован этот сигнал?

Мурат Гукемухов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *