Конец коммунальной эпохи

Долги за коммунальные услуги стали темой №1 заседания правительства накануне зимы. С начала года они увеличились на 14% или на 117 млрд рублей. В СКФО размер задолженности населения предприятиям ЖКХ традиционно является самым высоким по стране. В среднем одно домохозяйство Северного Кавказа должно поставщикам 6800 рублей, и ситуация имеет тенденции к ухудшению. Еще год назад эта цифра была существенно меньше –  5574 рубля.

Со злостными неплательщиками решили бороться всерьез. Минстрой, например, предлагает ввести штрафы в размере 20% годовых для организаций ЖКХ, которые являются должниками за потребленные энергоресурсы.

«Теперь вы принадлежите нам»

Раздается громкий стук в ворота. «Здравствуйте, мы из водного хозяйства станицы N, – представляется незнакомка. – Ваше водное хозяйство обанкротилось, теперь вы принадлежите нам. Когда вы последний раз платили за воду? Сколько человек здесь прописано? Мы хотели бы посмотреть счетчик. Сколько у вас животных? Ванная у вас есть? Туалет на улице?».

Примерно так началось утро для 60-летней Натальи Ивановны, жительницы станицы «М» Ставропольского края. Раньше она, как и все остальные, ходила в администрацию, где платила за воду согласно показаниям счетчика. Все записывалось в абонентскую книжку.

«Женщина, которая приходила, сказала, что последнюю оплату в размере 600 рублей принимать просто не имели права, и сейчас я должна забрать свои деньги и оплатить за те несколько месяцев еще раз. Кто мне их теперь отдаст?» – беспокоится Наталья Ивановна.

Вопросы представитель нового владельца водопровода задавал не праздные. Способов учета потребления воды всего два. Те, кто провел воду к себе во двор раньше и не ставил счетчики, платят по нормам потребления, в зависимости от количества прописанных людей. Тех, кто подключился к водопроводу недавно, обязывают ставить приборы учета при врезке. Они платят за воду в зависимости от показателей счетчика.

Впрочем, отношение к уплате за потребленную воду у местных жителей более чем вольное. Если Наталья Ивановна пенсионерка «старой закалки» и считает своей обязанностью честно гасить все долги по коммунальным услугам вовремя, то о многих ее соседях так сказать нельзя. В целом уровень оплаты за воду во всех окрестных населенных пунктах не превышает 20%.

Маленькие хитрости

Способов уклониться от расчетов по коммунальным долгам достаточно. Например, можно просто игнорировать сам факт, что за воду нужно платить и «бесплатно» вдоволь пользоваться тем, что течет из крана. Можно платить частично, по сто или двести рублей в год.

Некоторые из тех, кому насчитывается фиксированная сумма потребления, в зависимости от количества прописанных людей в доме, выступают чем-то вроде субподрядчиков для тех, у которых водопровода нет.

Они подпольно подсоединяют их к своей трубе — благо, сейчас сделать такую операцию с помощью пластиковых труб и паяльника может даже непрофессионал. Таким образом, вместо одного двора трубой пользуются два или три, соответственно увеличивается и фактический расход воды.

Со счетчиками еще проще. Стоит лишь переставить учетный прибор задом наперед, и он будет отматывать показатели назад. Главное, не переборщить, и не выйти по показателям в «минус». Например, перед обильным поливом огорода можно немного поработать «в яме» со счетчиком, и счета за воду будут не такими уж возмутительными.

Бывшие клиенты обанкротившегося водного хозяйства в таких «маленьких хитростях» не видят ничего плохого. Более того, готовы поделиться своим опытом с окружающими, если перед ними не работник водоканала, милиции или прокуратуры.

«Это же обман», – говорю я. «Почему? Все так делают. Я что, самый глупый?» – отвечает Геннадий (41 год).

Новая метла по-новому метет

Прежнее водное хозяйство смотрело на эти вещи сквозь пальцы. Высокий, с черными, как смоль, волосами директор обанкротившейся компании руководствовался простыми мотивами: «людям нужна вода».

Перекрывали поставки только самым злостным неплательщикам, внезапных рейдов по дворам не делали. К тому же отрезать потребителя от водоснабжения не так просто, для этого придется вызывать экскаватор и разрывать грунт до трубы.

Процедура сродни ремонту, но за нее никто не платит, все расходы ложатся на плечи самого хозяйства. К тому же вдоль станичных дорог стояли колонки, где каждый желающий мог набрать воду из водопровода бесплатно.

Стоят они и сейчас. По крайней мере, пока. Но подходы к работе с населением у нового водного хозяйства постепенно меняются, и денег на повышение платежной дисциплины не жалеют. На еще недавно гладко укатанной грунтовой дороге видны следы свежих работ экскаватора.

«Осторожно, здесь у нас соседу воду перекрыли», – предупреждает меня дядя Витя (62 года). «Разрыли улицу, пробку вставили в трубу – и все» ,- объясняет он. Землю накидали кое-как, потому получились ямы и горбы одновременно. Даже пройти не просто, а проехать на машине – тем более.

Теперь расход каждого потребителя будет определять не только счетчик или норма потребления на прописанных людей. Инструментарий коммунального хозяйства заметно расширился. Новую водную компанию интересует буквально все: какая техника стоит во дворе, сколько фактически людей в доме проживает, какой скот содержится в личном подсобном хозяйстве и т.д.

У уже знакомой нам Натальи Ивановны поинтересовались, котная ли у нее коза, сославшись на то, что весной хотят купить молодую козочку. И простодушная женщина показала весь свой двор.

«И на счетчик смотрели. Когда уже уходили, сказали, что теперь мне ежемесячно по почте будет приходить счет на оплату воды, как за электричество. А какую сумму они там мне насчитают, я не знаю», – пожимает плечами Наталья Ивановна.

Бесплатный сыр

Мы привыкли считать, что никак не влияем на среду, в которой живем. И убеждены, что от нас ничего не зависит. Действительно, как могут повлиять 500 рублей, не доплаченные за воду, газ или электричество, на состояние коммунального хозяйства страны?

Пример банкротства крошечного водного хозяйства в глубинке — далеко не единственный. Но довольно четко показывает причинно-следственные связи между жизненной позицией обычных людей и окружающей их инфраструктурой.

Люди абсолютно не чувствуют своей ответственности за происходящее вокруг, перекладывая ее на чиновничьи «верхи». Сложилась парадоксальная ситуация, когда платить вовремя стало не модно. Таких «обязательных» людей считают глупыми и непрактичными.

У должников находятся свои причины не платить за предоставленные им услуги: высокие цены на продукты, дорогая коммуналка, низкие зарплаты и прочее. Хотя, как показывает даже поверхностный анализ, наиболее злостные неплательщики имеют доход выше среднего.

Банкротство таких компаний, как ОАО «Нурэнерго» или ОАО «Ингушэнерго», и повисший в воздухе вопрос о «Севкавказэнерго», безусловно, повлечет за собой определенные изменения политики в области кавказского ЖКХ.

Скорее всего, коммунальщики предпочтут действовать проверенными жесткими методами, направленными на подъем платежной дисциплины. Иначе их ждет судьба предшественников. Угрозы, рейды, отключения, выколачивание денег из потребителей и даже выселения из квартир.

Из-за хронических неплатежей 661 дом в Дагестане уже остался без газа.Несмотря на «солидность домовладений» и на то, что должники «либо укрывались от визита газовиков, либо не открывали ворота», в результате рейда «все они были отключены от подачи природного газа». А о возобновлении поставок голубого топлива в частные дома можно будет говорить «только после ликвидации задолженности».

Похоже, для отечественной сферы ЖКХ наступает новая эпоха. И она едва ли понравится людям, привыкшим воспринимать коммунальные счета как беспроцентный кредит от государства.

http://kavpolit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *